Обследование больных осуществляется комплексно, совместно с психологом, невропатологом, при необходимости привлекают специалистов разного медицинского профиля.
Лечение также проходит комплексно и включает в себя медикаментозное лечение, физиотерапию и психотерапевтическое воздействие.
Медикаментозное лечение имеет своей целью нормализовать деятельность нервной системы, устранить судороги и провести оздоровление организма в целом.
Психотерапевтическое воздействие осуществляется прямо и косвенно. Прямое воздействие – это воздействие словом в виде разъяснения, убеждения и обучения. Косвенное воздействие – воздействие через коллектив, через окружающий мир, природу, режим и др. все виды психотерапии направлены на то, чтобы устранить у заикающегося страх речи и ситуации, чувство неполноценности и фиксации на своем дефекте.
Логопедическая работа составляет педагогическую часть комплексного подхода и включает в себя систему разнообразных логопедических занятий. Эта работа также может проходить с прямым и косвенным воздействием. Прямое – логопедические занятия, индивидуальные или групповые. Косвенное – система логопедизации всех режимных моментов в жизни заикающегося и отношения к нему его окружения.
Логопедические занятия проводятся последовательно, поэтапно, с учетом степени и вида заикания, личностных и психологических особенностей больного, опираются на его активность и сознательность. Используются различные методы обучения, в том числе наглядные и технические средства.
Важным разделом этой работы является использование логопедической ритмики, представляющей собой комплекс музыкально-двигательных упражнений для логопедической коррекции.
При организации всех видов работ надо учитывать возраст больного и знать, что у дошкольников основное место занимают игровые и воспитательные занятия, в меньшей степени – медикаментозное лечение; у подростков и взрослых, наоборот, медицинскому воздействию и психотерапии придается большее значение, а педагогическим приемам – меньшее.
На логопедических занятиях используются такие наглядные средства, как учебники, диафильмы, настольные игры, пластинки и т.д. К специальным техническим средствам относятся приборы, помогающие в работе с заикающимися: например, корректофон Деражне, аппарат "Эхо", магнитофоны.
Аппарат Деражне работает на эффекте заглушения. Шумы разной силы подаются через специальные трубочки, заканчивающиеся оливами? сразу в слуховой проход, и заглушают собственную речь. Это облегчает проведение различных слуховых упражнений, т.к. отключается слуховой контроль. Постепенно сила заглушения уменьшается, и больные учатся говорить без прибора.
Этот вид коррекции показан не всем, т.к. некоторые болезненно реагируют на посторонние шумы.
Занятия с магнитофоном обычно проводят в тех случаях, когда у ребенка существует фиксация на своем дефекте и осознание своей неправильной речи.
Все методики логопедической работы с заикающимися подразделяются в зависимости от возраста:
а) Работа с дошкольниками. Первая методика принадлежит Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау, которые предлагают строить логопедические занятия с детьми на усложнении речевых упражнений (зависит от степени речевой самостоятельности детей). Работа проходит в три этапа. На первом – упражнения по сопряженной и отраженной речи; на втором – ответы на вопросы по картинкам, составление рассказов по картинке и пересказ содержания сказки или рассказа, прочитанных логопедом; на третьем этапе – речь во время игры и общения с окружающими.
Н.А. Чевелева предложила методику коррекционной работы в процессе ручной деятельности. Она включает в себя пять этапов.
Другие статьи:
Деловая игра как форма контекстного обучения иностранному языку
Деловая игра, по определению А. А. Вербицкого, является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. В делов ...
Способы дифференциации учебной работы с младшими школьниками
Способы дифференциации предлагают: · дифференциацию содержания учебных заданий:- по уровню творчества;- по уровню трудности;- по объему; · использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифф ...