Методическими условиями успешного использования основ географического прогнозирования, на наш взгляд, являются следующие:
Тесная связь с природоохранными и основными географическими понятиями изучаемыми в курсе школьной географии;
Комплексное изучение экологических проблем и проблем охраны и преобразования природы;
Увеличение творческой и активной учебной деятельности школьников по мере усложнения изучаемого материала;
Оптимальный выбор методов и средств обучения в ходе работ по географическому прогнозированию;
Обязательное использование карты и средств наглядности в ходе элементарного географического прогнозирования;
Ознакомление учащихся с актуальностью проблем природопользования и охраны природы, с раскрытием трудностей и перспектив их решения на современном этапе.
Выявив необходимые условия использования основ географического прогнозирования, следует определить этапы его «развития».
На первом этапе (начальный курс географии – 6 класс) ученики получают первичные географические знания и умения, в том числе и ознакомление с некоторыми примерами изменения природы человеком. Этот круг вопросов дается преимущественно на краеведческой основе. Перечень требований природоохранных умений касается, в основном, наблюдений и описаний. Ученики должны четко представлять, что у ПТК существуют определенные компоненты и что изменение одного компонента неизбежно влияет на изменение другого, т.е. все компоненты ПТК взаимосвязаны и взаимовлияют на свойства друг друга.
Затем, в 7 классе, учащиеся подводятся к пониманию целостности, дифференцированности географической оболочки и ПТК более мелкого масштаба, знакомятся с примерами воздействия человека на природные комплексы и географическую оболочку, а также с необходимостью принятия международных мер по охране окружающей среды. На этом этапе ученики должны знать и понимать, что компоненты ПТК могут быть подвержены изменению деятельностью человека, ученики должны знать какие именно действия человека влияют на какие компоненты ПТК, как компоненты ПТК изменяют свои свойства.
После этого, в 8 классе, в курсе География России завершается формирование естественно-научных основ природопользования, ознакомлению с которыми посвящен целый раздел. На этом этапе впервые в школьной географии появляется понятие, интегрирующее вопросы взаимодействия человека и природы – «Географический прогноз». В число умений включается оценка природных условий и ресурсов, выявление возможностей хозяйственного использования отдельных природных ресурсов и выполнение правил природоохранного поведения. На этом, заключительном этапе, школьники не только знают какие виды воздействия, оказывает человек на компоненты ПТК по отдельности и в целом, но и могут предсказать как после воздействия на один компонент ПТК измениться другой и какие необходимо предпринять меры для избежания отрицательных изменений ПТК в целом.
В соответствии с содержанием учебных программ и учебников наметилась определенная логика применения географического прогнозирования согласно которой процесс осуществляется в следующей последовательности:
Изучение географических объектов, не измененных хозяйственной деятельностью человека; ознакомление с их структурой, динамикой, хозяйственной оценкой природных условий и ресурсов;
Изучение изменений географических объектов и явлений под влиянием хозяйственной деятельности человека;
Оценка последствий воздействия человека на природу;
Прогнозирование с использованием моделей, изучение основных направлений оптимизации взаимодействия человека и природы.
Такая последовательность применения элементов географического прогнозирования должна способствовать более глубокому усвоению учащимися научных основ природопользования и позволит избежать декларативности в раскрытии вопросов взаимодействия человека и природы.
Использование элементов географического прогнозирования не может изучаться без опоры на такие фундаментальные понятия физической географии, как «Компонент природы», «Природный комплекс», «Географическая оболочка», «Хозяйственная деятельность» и др.
Природные особенности следует рассматривать под призмой сложившегося или потенциального способа природопользования. По этому поводу В.А. Анучин удачно заметил, что производственное использование природы должно основываться на знании пределов и направленности возможных изменений, происходящих в ней, в результате производственной деятельности .
Конкретные территории представляют собой неповторимые сочетания природных особенностей, недоучет которых может нанести непоправимый ущерб природе и человеку. Так, например, необходимо учитывать специфику природопользования в северных районах России, где природа чрезвычайно чувствительна к любым видам человеческого воздействия.
Другие статьи:
Быт воспитательной организации интернатного типа
Быт- сфера вне производственно-экономической и социальной жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением потребностей людей в пище, одежде, жилище, связанную с освоением духовных благ, культуры, с общением, отдыхом, развлечениями. В широком смысл ...
О дифференцированном и индивидуальном подходе к учащимся в процессе
обучения математике в начальной школе
Проблема индивидуального подхода к детям волновала многих передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы очень сильно критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали тщательного внимания к ребенку, к его ...