Модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при изучении курса «География России»

Педагогика » Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России » Модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при изучении курса «География России»

Страница 4

Знание специфических особенностей природных комплексов служит существенной предпосылкой для выявления возможностей природопользования на данной территории. Так, необходимо знать, что в тайге, в районе многолетней мерзлоты, при сплошных рубках лес зачастую не восстанавливается, поскольку в результате его сведения резко усиливается промерзание грунтов и уменьшается оттаивание почвы. В условиях горной местности необходимо учитывать такие природные факторы, как сейсмичность, селеопасность и т.п.

Опасность нарушения сложившихся природных комплексов будет определять параметры природопользования, выявление которых должно предшествовать хозяйственному освоению местности.

Важно также познакомить учащихся с теми видами природопользования, которые определены особенностями природных комплексов. Например, оленеводство в тундре, рыболовство на побережьях морей, лесозаготовки в лесной зоне.

К особенностям природы, с которыми необходимо считаться в процессе хозяйственной деятельности, относятся также катастрофические природные явления, такие как землетрясения, вулканизм, наводнения, селевые потоки, оползни и др.

При выявлении особенностей природы и возможностей её хозяйственного использования в нашем исследовании применялись различные методы обучения. Так при определении особенностей рельефа использовались картины и изображения горной и равнинной местностей. В ходе работы по картинам учащимся предлагалось определить, какие виды хозяйственной деятельности могут проводиться на сравниваемых территориях. Дополняя по мере надобности, ответы учеников, учитель задавал вопрос: «Какие виды хозяйственной деятельности могут проводиться и на равнинах, и в горных местностях?». При этом учитель подробнее останавливается на сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, дорожном строительстве. Далее перед учащимися ставился вопрос: «В какой местности и почему хозяйственная деятельность человека затруднена?». природопользования в горной местности

Оценочно-аналитический характер использования элементов географического прогнозирования обуславливают увеличение доли творческой самостоятельности школьников. В связи с этим возрастает роль частично-поискового и исследовательского методов обучения при изучении вопросов взаимодействия человека и природы на уроках географии.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи:

Профессиональная ориентация учащихся в условиях урочной и внеурочной работы по географии
Вся система воспитания и обучения учащихся призвана подвести их ко времени окончания неполной средней школы к обдуманному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования. Поэтому с раннего возраста у детей необходимо формиро ...

Возрастные особенности формирования экологического мировоззрения у учащихся среднего возраста
Эколого-ориентированное мировоззрение - личностное образование, с одной стороны представляющее собой динамически развивающуюся систему взглядов, убеждений, ценностей и идеалов личности, основанных на объективных знаниях и понимании общекультурной ценности при ...

Разделы