Основные моменты рассмотренных выше положений и точек зрения представлены в психолого – педагогическом статусе пятиклассника и даны ниже в таблице.
Психолого-педагогический статус пятиклассника
Психологические параметры школьного статуса ребенка |
Психолого – педагогические требования к содержанию и уровню развитии данных характеристик |
1. Познавательная сфера 1.1. Произвольности психических процессов |
Высокий уровень учебной активности, самостоятельности § Принятие целей, заданных учителем. § Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем § Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации § Поддержание внимания на учебной задаче |
1.2. Уровень развития мышления |
Владение приемами установления причинно – следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями |
1.3. Сформированность важнейших учебных действий |
§ Ориентация на всю систему требований задачи § Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. § Систематизация знаний, перенос учебных навыков |
1.4. Уровень развития речи |
§ Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращенной к школьнику § Использование речи как инструмента мышления (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связанное изложение своих идей, использование доказательств) § Грамотность и богатый словарный запас устной речи |
1.5. Уровень развития тонкой моторики |
§ Понятность письма § Аккуратность оформления письменных работ § Способность к различным видам ручного труда |
1.6. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности |
§ Сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока § Адаптация к учебной нагрузке § Способность работать в едином темпе со всем классом |
2. Особенности общения и поведения 2.1. Во взаимодействии со сверстниками |
§ Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем § Способность к эмоциональным привязанностям (дружбе) |
2.2. Взаимодействие с педагогами |
§ Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков § Проявление уважения к учителю § Способность к установлению межличностных отношений с педагогом |
2.3. Соблюдение социальных и этических норм |
§ Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и обобщения |
2.4. Поведенческая саморегуляция |
§ Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия § Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний § Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований) § Моральная регуляция поведения |
2.5. Активность и автономность |
Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности |
3. Особенности мотивационно – личностной сферы 3.1. Наличие и характер учебной мотивации |
§ Ориентация на освоение способов получения знания § Проявление интереса к закономерностям, принципам § Предпочтение трудных заданий § Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний |
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние в школе |
§ Отсутствие выраженных противоречий между: - требованиями школы (педагога) и родителей - требованиями взрослых и возможностями ребенка |
4. Особенности системы отношений школьника к миру и к самому себе 4.1. Отношения со сверстниками |
§ Эмоционально – положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками § Ориентация на мнение товарищей |
4.2. Отношение с педагогами |
§ Эмоционально – положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями |
4.3. Отношение к значимой деятельности |
§ Эмоционально – положительное восприятие школы и учение § Понимание смысла учения «для себя» |
4.4. Отношение к себе |
§ Устойчивая положительная самооценка |
Другие статьи:
Требования к личности школьника при переходе на вторую
ступень общего образования в аспекте психологической готовности
В последние годы в педагогической и психологической литературе так много говорится о сложностях перехода младшего школьника в среднюю школу, что этот период стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9—10 лет, порождающий серьезные п ...
Разработка упражнений по обучению химической терминологии
Ход урока I. Организационный момент. Приветствие учеников Учитель объявляет о предстоящем уроке-соревновании. Класс делится на четыре группы. Каждая группа садится за отдельные столы. На столах находятся карточки: информационные, техника безопасности, экспери ...