Важную роль играет общение, прежде всего общение с одноклассниками. В своей работе И.Ю. Кулагина говорит о том, что появившееся в конце дошкольного детства осознание переживаний выводит мотивы общения на новый уровень, делает возможным становление на их основе сущностных связей с миром. Уже в младшем школьном возрасте могут закладываться основы школьной дружбы — чувство общности с теми, кто живет общей школьной жизнью. Она рождается из совместных форм учебной деятельности, групповой работы в классе, из совместных внеучебных занятий (совместные игры, кружки, походы в театры и музеи и т.п.). Могут также появиться другие сущностные жизненные отношения, не связанные с учебой в школе – различные увлечения, занятия спортом, привязанности к животным любовь к природе.
Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей — поддержание престижа, послушание. В самосознании школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизни («В классе из окон не дует?» , «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует — школьная жизнь почти не обсуждается или обсуждается формально. По утверждению Г.А. Цукерман, ценности учения детей и их родителей полностью совпадают в 1 – м классе и расходятся к 4 – му классу.
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях.
§ Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и вместе с мамой или бабушкой переживают четверку как трагедию. Их представления о будущем столь же оптимистичны: их ожидают эффектная внешность, незаурядная профессия, материальное благополучие и популярность.
§ Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Планы их будущей взрослой жизни просты и туманны.
В качестве примера можно привести рассказы первоклассников, отвечавших на вопросы А.И. Липкиной «Каким ты представляешь себя через 10 – 12 лет, когда ты будешь взрослым?» Посредством ответов - рассказов на заданный вопрос, А.И. Липкина проиллюстрировала все уровни притязаний у младших школьников.
Согласно мнению Л.С. Выготского об отношениях младшего школьника с педагогами, специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно взрослыми. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться. Но уже к концу младшего школьного возраста ребенок уже стремится к самостоятельной умственной деятельности, хотя совсем недавно готовое воспринимал с бóльшим интересом. Теперь школьник предпочитает справляться с задачами, не списывая их с доски, старается избегать дополнительных разъяснений, если ему кажется, что он сам может разобраться в материале, стремиться придумать свой оригинальный пример, высказывает свои собственные суждения и т.д. вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. Если раньше младший школьник все воспринимал на веру, то теперь он предъявляется более высокие требования к рассказу учителя, ждет доказательности, убедительности – теперь он должен знать, зачем нужно выполнять то или иное задание
Анализ требований, предъявляемых учащимся в 5 классе, пока-
зал, что при всем многообразии их можно объединить в три группы:
§ требования к уровню усвоения знаний, умений и навыков;
§ требования к интеллектуальному развитию школьников;
§ требования к личности.
Преодоление возникающих трудностей, разрешение противоречий требуют определенных качеств, необходимых школьнику для успешной учебной деятельности и оптимального общения уже в начальном адаптационном периоде. Совокупность этих качеств можно определить как нормативную модель выпускника начальной школы в аспекте его психологической готовности к обучению в основной школе. В этой связи необходимо различать теоретически обоснованную (нормативную) и реальную модели выпускника начальной школы. Под нормативной моделью правомерно понимать совокупность качеств личности «эталонного ученика».
Другие статьи:
Тренинг «Развитие сплоченности школьного коллектива»
Программа тренинга была разработана специально для учащихся 4-х классов. Так как именно в этих классах педагоги отмечают наиболее конфликтные отношения между детьми, и намечается определенный «кризис сплоченности». Это соответствует возрастным особенностям кл ...
Понятие и сущность игры
Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету - планету Людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Постепенно он и сам науч ...