Общаясь со взрослым, ребенок просто воспринимает его точку зрения, но не переосмысливает ее, не перепроверяет. Взрослый для ребенка - образец, практически, трудно достигаемый.
В общении со сверстником у ребенка совсем иная позиция. Точка зрения, особенно не совпадающая с его собственной, тщательно обдумывается, мнение сверстника можно попытаться и изменить, чего нельзя сделать при общении со взрослым. Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития. Ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. Только общаясь со сверстником, ребенок может стать, действительно, равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.
Какова специфика общения со сверстниками?
Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми. В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры.
В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого.
Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы.
В общении со сверстниками у ребенка больше возможность проявлять инициативу.
Итак, общение со сверстниками дает детям то, чего никак не может им дать неравноправное общение со взрослыми: критичность к мнениям, словам и поступкам других людей, независимость от их воли и желаний. А за этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное - иметь собственную позицию, точку зрения, отличать ее от чужой и защищать ее.
Другие статьи:
Метод индивидуального руководства чтением и его формы
В основе этого метода – учет индивидуальных особенностей читателя его интересов, увлечений, способностей. Непосредственное общение с читателем помогает библиотекарям применять наиболее целесообразные для каждой конкретной ситуации формы воздействия на чтение ...
Гуманистическая парадигма педагогического процесса
Гуманизм рассматривается как определенное мировоззрение, гуманность как качество личности, гуманизация как процесс, характеризующий его качество. Гуманизм как мировоззрение есть социально ценностный комплекс идей, утверждающих отношение человека к человеку ка ...