Обоснование педагогической системы формирования социального здоровья учащихся общеобразовательных школ

Педагогика » Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы » Обоснование педагогической системы формирования социального здоровья учащихся общеобразовательных школ

Страница 2

- обусловленность функционирования системы функционированием ее отдельных элементов и структурой;

- целесообразное взаимодействие системы со средой, в которой она находится и во взаимоотношениях с которой проявляет свою целостность; целесообразность при этом, как правило, обусловлена потребностью среды в существовании и функционировании данной системы.

При этом если одни характеристики значимы с точки зрения внутреннего строения системы, то другие касаются внешних условий ее функционирования, обеспечивающих возможность и необходимость ее построения.

Возможность создания педагогической системы формирования социального здоровья учащихся в конкретной общеобразовательной школе определяется тем, что существуют системы более высокого порядка, решающие задачу реализации прав детей на полноценное развитие, образование, сохранение здоровья, на отдых и досуг, компонентом которой и может стать данная педагогическая система, — это муниципальная, региональная и федеральная системы образования.

Понятие системы образования закреплено Законом РФ «Об образовании», где записано, что «система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций» [58]. Данным определением выделяется как бы три уровня в содержании понятия: программный, учрежденческий и управленческий.

Основным элементом единого образовательного пространства, необходимого для эффективной социализации и индивидуализации личности в современных социокультурных условиях, является, по мнению ряда исследователей, педагогическая система (Б.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, В.А. Якунин и др.). Эффективно «работающая» педагогическая система есть показатель структурности воспитательно-образовательного пространства жизнедеятельности как конкретного учреждения, так и всех участников целостного педагогического процесса. Именно это делает создание педагогической системы формирования социального здоровья учащихся в общеобразовательной школе не только возможным, но и целесообразным.

Однако возможность создания системы еще не обеспечивает ее жизнеспособность, длительное и успешное функционирование, которое во многом определяется тем, насколько она необходима.

Необходимость построения педагогической системы формирования социального здоровья учащихся обусловлена объективно существующей и чрезвычайно острой потребностью среды. И важным здесь является не только то, что назрела острая потребность скорейшего решения педагогических проблем в сфере социального здоровья детей — это потребность не только каждого муниципалитета, региона или субъекта федерации, но и государства в целом.

Если же говорить о педагогической системе формирования социального здоровья учащихся как действительном проявлении системного подхода в образовательной практике, необходимо выделить системообразующий концептуальный фактор, который характеризует основную направленность, целевую установку системы, определяющую ее содержательный смысл и структурную организацию. Таким «концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребенка». При этом важно подчеркнуть, что речь идет не о защите прав в узко юридическом аспекте, а имеется в виду широко понимаемая защита прав ребенка на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей, на сохранение и укрепление его здоровья, на адаптацию микросоциума к потребностям ребенка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Народная педагогика как часть народной культуры
Народная педагогика – совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс. В народн ...

Понятие наглядности и ее роль в процессе обучения математике
К понятию наглядности в процессе обучения обращались известные ученые, психологи, специалисты в области теории и методики обучения математике, ученые-математики. Наглядность как принцип обучения ввел в теорию и практику обучения Я. А. Коменский. Русский педаг ...

Разделы