Диалогический подход предполагает переход от традиционного монолога к диалогу между участниками педагогического процесса, требует от специалистов школы умения согласовывать специфику учебно-воспитательного процесса учреждения с динамикой развития детей, особенностями семейного воспитания. Доминантой диалогического подхода является отношение и к ребенку, и к его родителям как субъектам процесса формирования социального здоровья учащихся.
Антропологический подход позволяет конструировать и реализовывать процесс формирования социального здоровья детей разных возрастных групп, процесс взаимодействия школы и семьи с учетом комплекса научных сведений из медицины, физиологии, философии, социологии, демографии, психологии и педагогики.
Средовой подход предполагает, что процесс формирования социального здоровья детей ориентирован, прежде всего, на создание здоровьесберегающей, воспитывающей, социально-защитной среды школы, на создание системы взаимоотношений в диаде «взрослый — ребенок», способствующих социальному становлению и личностно-творческому развитию учащихся, формированию основ социальной устойчивости, социальной активности школьников.
Успешность проектирования педагогической системы формирования социального здоровья учащихся обеспечивается следующими составляющими: детальность анализа существующей ситуации в сфере социального здоровья детей в общеобразовательном учреждении, социуме и возможностей позитивного изменения этой ситуации; конкретность цели и задач, относящихся к области социального здоровья учащихся, их обеспечение имеющимися и создающимися в процессе развития школы ресурсами (информационными, кадровыми, материально-техническими и др.); обоснованность и преемственность запланированных мероприятий, учет тенденций развития системы образования, характерных для конкретной территории. Рассмотрим некоторые из перечисленных составляющих.
Детальность анализа существующей ситуации в сфере социального здоровья детей в общеобразовательном учреждении, социуме и возможностей позитивного изменения этой ситуации. На основании результатов социально-психологических исследований были выявлены следующие наиболее тревожные тенденции: снижение возрастного порога начала табакокурения; у большого числа подростков отмечается гиповитаминоз, связанный с нарушением питания; увеличение количества несовершеннолетних с аддиктивным поведением; общий рост числа заболеваний несовершеннолетних, передающихся половым путём, что связано с ранним началом половой жизни; увеличение числа подростков, употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества.
Эффективность процесса формирования социального здоровья учащихся связана с комплексом специфических условий. К ним относятся:
• Взаимосвязь и взаимозависимость процесса формирования социального здоровья учащихся от включения самих детей в данный процесс, определяемый социально значимыми целями, задачами, содержанием совместной деятельности детей и взрослых.
• Соотношение равенства и взаимодополняемости участия взрослых и детей в процессе формирования социального здоровья учащихся. Несмотря на сложный характер решаемой проблемы, взрослым важно осознавать необходимость равноправного участия детей в данном процессе при приоритете детских интересов. Таким образом, обязательно должен соблюдаться баланс между деятельностью взрослых (в том числе и медико-психологической) и самостоятельными действиями детей.
Другие статьи:
Средства формирования словесно-логического мышления успевающих и
слабоуспевающих студентов
В психолого-педагогической литературе много работ, направленных на выявление условий и методов обучения, оказывающих наибольшее влияние на развитие словесно-логического мышления студентов в учебном процессе. При этом предполагалось, что усвоение студентами зн ...
Голосовые судороги
заикание речь дыхательный артикуляционный судорога Судороги в сфере механизма голосообразования обращали на себя гораздо больше внимания авторов, чем дыхательные. Самые древние медицинские писатели знали о вокальных расстройствах при заикании; это видно из гр ...