Принцип открытого характера педагогической системы формирования социального здоровья учащихся подразумевает включение в нее всех доступных позиций, сил, средств. Всякая открытая педагогическая система содержит в себе возможности взаимодействия социальных институтов, групп, разнообразие форм взаимосвязей между ними. Открытость педагогической системы обеспечивается и созданием условий для ее обсуждения и коррекции с привлечением всех заинтересованных субъектов процесса формирования социального здоровья учащихся.
Принцип реализуемости, прежде всего, предполагает необходимость научного обоснования педагогической системы. Прежде чем приступить к ее разработке необходимо изучить теоретические основы здоровьесберегающей педагогики, проектно-программной деятельности, особое внимание при этом уделив особенностям сферы социально-психологического взаимодействия субъектов процесса формирования здоровья учащихся. Кроме этого, реализуемость педагогической системы обеспечивается непротиворечивостью ее ценностно-целевого, содержательного и организационного компонентов. Большое значение имеет и обеспеченность школы ресурсами, как человеческими, так и материально-техническими. Реализуемость программы формирования социального здоровья учащихся должна быть подкреплена мониторингом, осуществляемым на всех стадиях разработки и реализации программы, а в идеале, направленном также на отслеживание ее кумулятивного эффекта.
Принцип регионализации предполагает учет особенностей социально-культурной среды соответствующей территории. Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся должна строиться как проект решения проблем, характерных для данного уровня системы образования.
Построение педагогической системы формирования социального здоровья учащихся должно осуществляться на основе личностного, деятельностного, диалогического, антропологического, средового подходов. Личностный подход предполагает самореализацию способностей и задатков ребенка в реальных условиях жизнедеятельности школы и в микросоциуме, максимальное развитие сущностных сил ребенка, как в процессе семейного воспитания, так и в условиях целостного педагогического процесса в школе. Воздействие на мотивационную сферу личности необходимо строить таким образом, чтобы развивались преимущественно мотивы самоактуализации, позволяющие ребенку быть таким, каким он может быть, что, как правило, связано с личностными качествами (быть хорошим, быть добрым и т.д.), а также стремлениями ребенка быть как взрослый, выполнять социальные роли и функции, быть субъектом своей жизнедеятельности, как в познавательной, так и в личностно-творческой сфере.
Деятельностный подход свидетельствует о том, что развитие человека осуществляется в ведущем виде деятельности, которым для ребенка дошкольного возраста является игра, младшего школьного возраста – учение и игра, для подростка - общение со сверстниками и референтными взрослыми. Вследствие чего организацию процесса формирования социального здоровья детей разных возрастных групп необходимо строить на основе игровой, учебно-познавательной деятельности, а также на основе различных видов общения.
Другие статьи:
Успешность в обучении
Нередко успешность в обучении трактуется крайне просто — как академическая успеваемость ребенка за год, то есть успешность — это психологическое наименование успеваемости. Но так ли это на самом деле? С одной стороны, «успеваемость» и «успешность» — слова по ...
Спиридон Соболь
Спиридон Соболь родом из Могилева, переводил книги с украинского, латинского, польского на белорусский язык. Первоначально печатал книги в Киево-Печерской лавре, затем основал типографию на территории Беларуси в Кутеинском монастыре под Оршей, в которой в 163 ...