III. Изучение нового материала.
1. Самостоятельное знакомство учащихся с текстом и рисунками на с. 142-144 учебника. Ученики по заданию учителя делают краткий конспект урока в тетради.
2. Обсуждение прочитанного под руководством учителя.
Вопросы учителя и предполагаемые ответы учеников. При необходимости учитель дополняет ответы учащихся.
1) Как изменяется состав воздуха во время дыхания? (см. Приложение № 4)
(Вдыхает человек воздух, содержащий 21 % кислорода и 0,03-0,04 % углекислого газа. Выдыхает воздух, содержащий 16 % кислорода и 4-4,5 % углекислого газа).
2) Как происходит газообмен в легких? (см. Приложение № 2, 3)
(Легкие состоят из легочных пузырьков (альвеол), густо оплетенных капиллярами.
Кислород из альвеол устремляется в кровь, а углекислый газ из крови – в альвеолы.
Кислород, растворившись в крови, благодаря диффузии проникает внутрь эритроцитов и вступает там в соединение с гемоглобином. В результате образуется оксигемоглобин. Каждая молекула гемоглобина способна удержать четыре атома кислорода. Обогащенная кислородом кровь возвращается в сердце, а оттуда направляется во все органы и ткани).
3) Как происходит газообмен в тканях?
(Кислород из крови переходит в тканевую жидкость, а из неё в клетки.
Углекислый газ из клеток переходит в тканевую жидкость, а оттуда – в кровь.
Свободного кислорода в крови немного. Основная его часть входит в состав молекул оксигемоглобина. Оксигемоглобин – вещество не прочное. Он способен сохраняться только тогда, когда в окружающей среде много свободного кислорода. Поэтому во время движения крови по крупным сосудам оксигемоглобин не разрушается. Но, как только кровь достигает капилляров и растворенный в ней кислород станет переходить в ткани, начинается распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород.
В плазме крови углекислого газа может быть растворено совсем не много. Однако он вступает здесь в химические реакции с различными молекулами, образуя легкорастворимые в крови и весьма неустойчивые вещества. Оказавшись в легочных капиллярах, эти вещества распадаются, и образовавшийся при этом углекислый газ покидает кровяное русло, а затем удаляется из организма).
4) Какие изменения происходят с легкими, мышцами, диафрагмой при вдохе и выдохе?
Отразим эти изменения в форме таблицы. Учитель заполняет таблицу на доске. Ученики переносят таблицу в тетради.
Дыхательное движение |
Состояние дыхательных мышц |
Состояние диафрагмы |
Состояние легких |
Вдох |
Наружные межреберные мышцы сокращаются и поднимают ребра |
Диафрагма сокращается и становится плоской |
-грудная полость увеличивается; - легкие расширяются; - давление в легких становится ниже атмосферного; -воздух устрем - ляется в легкие |
Выдох |
Внутренние межреберные мышцы сокращаются и опускают ребра |
Диафрагма расслабляется и становится выпуклой |
- ребра опускаются; - грудная полость возвращается в исходное положение; - уменьшается объем легких; - давление в легких увеличивается; - воздух выталкивается из легких наружу |
5) Что такое жизненная емкость легких?
(Жизненная емкость легких – это наибольший объем воздуха, который может выдохнуть человек после глубокого вдоха. ЖЕЛ = 3000-5500 мл).
6) Как регулируется дыхание?
(Деятельностью дыхательной системы управляет дыхательный центр продолговатого мозга).
IV. Закрепление знаний.
Работа в группах. Ученики класса делятся на 4 группы, каждая из которых получает задание. Учитель проверяет правильность выполнения задания учениками.
I группа. Выполнение задания в рубрике «Проверьте свои знания» на с. 146 учебника.
1) Расскажите какие процессы происходят в легочных альвеолах.
2) Каков механизм газообмена в тканях?
3) Каким образом совершаются дыхательные движения?
Другие статьи:
Система текстовых задач и заданий к ним в учебниках для 1 класса М.И. Моро
и Т.К. Оспанова
Как было сказано выше, все текстовые задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить одно арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить ...
Способы
социально-педагогической поддержки младших школьников, воспитывающихся в
неблагополучной семьи
Проблемы неблагополучной семьи, как фактора риска для развития ребенка, корректируются целенаправленной работой школы или других государственных учреждений и структур. Школа осуществляет социально - психологическое и социально-педагогическое сопровождение кон ...