Эколого-ориентированное мировоззрение - личностное образование, с одной стороны представляющее собой динамически развивающуюся систему взглядов, убеждений, ценностей и идеалов личности, основанных на объективных знаниях и понимании общекультурной ценности природы, с другой - определяющее личностные особенности, формирующее жизненные планы, моральные нормы, особенности процесса приобретения знаний и навыков, стратегии поведения, мотивы и потребности и т.д., проявляющееся в направленности жизнедеятельности человека и формировании его личности с позиций ценности природы.
Критериями сформированности эколого-ориентированного мировоззрения выступают степень развития отдельных компонентов эколого-ориентированного мировоззрения (перцептивно-аффективного, когнитивного, деятельностно-практического); развития его целостных свойств; степень полноты реализации его функций в регуляции отношений личности с природой и обществом, определяющая содержание эколого-ориентированного мировоззрения на всех уровнях его развития - крайне низком, низком, ниже среднего, среднем, выше среднего, высоком.
Чтобы говорить об особенностях формирования экологического сознания у подростков, необходимо в первую очередь описать основные психологические особенности формирования сознания и самосознания подростков, на основании которых и происходит становление экологического восприятия мира.
Личность – это конкретный человек, как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в процессе становления человека, в общении и жизнедеятельности. Каждая личность индивидуальна и оригинальна совокупностью своих свойств. На раннем этапе формирования личности уровень субъективно-личностных отношений диктуется главным образом взрослыми, а в подростковом возрасте они определяются расширяющимися общественными обязанностями, учением и ростом индивидуального самосознания. В этот период значительно изменяется социальный состав подростк.
Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. И именно в это время происходит формирование в том числе эколого-эстетического самосознания подростков.
С физиологической точки зрения подростковый возраст по скорости физиологических изменений можно сравнить с фетальным периодом внутриутробного развития и с двумя первыми годами жизни, хотя кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов.
Переходный период – возраст характеризующийся отмиранием старого, когда ребенок теряет многое из приобретенного прежде. Это период, в котором происходит смена некоторого «объективистского» взгляда на себя извне, на субъективную, динамическую позицию изнутри.
В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе. И развивающиеся процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.
Однако, в отличии от младенцев, подростки, наблюдая весь этот процесс, испытывают горести и радости; они наблюдают за происходящими с ними изменениями со смешанным чувством интереса, восхищения и ужаса. Удивленные, смущенные и неуверенные в себе подростки постоянно сравнивают себя с другими. В этот период подростки постоянно сравнивают себя со своими идеалами и это является одной из проблем переходного периода. Природа, окружающая подростка, также является той самой действительностью, которая влияет на формирование самосознания, и в процессе развития личности происходит становление определенного отношения к природе родного края.
Период отрочества – юности совпадает с рядом физиологических изменений, в результате которых тело ребенка превращается в тело взрослого человека. Эти изменения происходят резку, поэтому подросткам и членам их семей приходится быстро адаптироваться к новому образу, говорящему о том, что детство осталось позади.
Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «я» («Кто я?», «Какой я?» «Каковы мои способности?», «За что я могу себя уважать?»), а с другой – осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал?», «Кто мои друзья и враги?», «Кем я хочу стать?», «Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?»). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения.
Другие статьи:
Анализ существующих игровых методик для детей младшего школьного возраста
Н.К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо др ...
Проблемы в формировании речевой деятельности
Речь представляет собой очень сложное и в то же время, дифференцированное явление: это и фонетика, и лексика, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация. В начальном курсе русского языка всё более чётко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое ...