Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Педагогика » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Страница 11

Вопрос: Как вы объясните, что в обоих рассказах героини безымянны?

Гипотеза ответа: Подчеркивается типичность ситуации: таких семей (и счастливых и несчастных) - огромное количество.

Вопрос: Можно ли утверждать, что в одном из рассказов речь идет о счастливых людях, а в другом - о несчастных и почему?

Гипотеза ответа: Наверное, нужно говорить об авторской позиции.

Петрушевская в последнем предложении пишет: "… никто не знает как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром… - … лучше бы никогда не просыпаться". Эти слова дают понять, что их счастливый дом - во сне, явь - это несчастье, однообразие, пустота.

А Полянская вкладывает в уста старшей героини восклицание: "Нет, нет! Бог не допустит! Не смей об этом и думать!" В этой стойкости, вере, надежде на исцеление внучки счастье семьи.

Письменная работа на листочках: Настоящая мать должна. (Каждый пишет самостоятельно и сдают учителю.)

Обобщение: Писательницы заставляют задуматься о том, что родственные связи - самое главное в жизни. Этими связями нужно дорожить, крепить их.

Чувство ответственности за свою жизнь и жизнь твоего ребенка - вот главная составляющая настоящего материнства.

Изучение современной литературы имеет большое значение в воспитании самостоятельной личности, обладающей нравственным иммунитетом и эстетическим вкусом, способностью адекватно воспринимать мир и верно ориентироваться в ситуации, когда "центральное место принадлежит процессам растраты, проматывания традиций, идеологий, стилей, интеллектуальных и материальных ресурсов" и усиливается влияние массовой культуры, подменяющей истинное - ложным, вечное - временным. Как показали опросы, старшеклассники интересуются произведениями последнего времени, потому что она дает ответы на злободневные вопросы, неназидательна, в ней узнаваема современная жизнь и люди, которые отличаются от живших в XIX и XX веках.

Самостоятельный выбор ими книг для чтения акцентирован на современных детективах, мелодраме, фантастике, т.е. массовой литературе, агрессивно противостоящей высокому искусству. Таким образом роль регулятора чтения играет сегодня рынок, спекулирующий на повышенном интересе школьников к миру, в который они выходят. Противовесом в этой ситуации должна быть продуманная, методически грамотная деятельность учителя, хорошо знающего современный литературный процесс и способного переориентировать школьников на чтение лучших произведений писателей-современников.

"Литература наша все еще народна, у нас еще не всесильны оценки экспертов, рейтинги и реклама, как на Западе. Если там цель "наслаждаться искусством", т.е. не сопереживать, не принимать близко к сердцу. Это противоречит всей русской традиции, русскому характеру".[1]

Валентин Распутин говорит: "Россия не сможет отказаться от чтения до тонкого слоя, как на Западе - или ей надо перестать быть Россией".[2]

[1] Ирина Стрелкова "Русская школа - что впереди?", 2000.

[2] Журнал "Литература в школе" №2., 1997.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 

Другие статьи:

Лаврентий Зизаний
Ректором Берестейской (Брестской) братской школы был Лаврентий Зизаний (Тустановский), автор печатного славянского букваря и грамматики. Он составил «Большой катехизис», где, отвергая прямо идею бога, осмелился назвать царством божьим внутренний мир человека, ...

Предмет, задачи, теоретико-методологические основы психодиагностики лиц с речевыми нарушениями
Термин ввел в употребление Г. Роршах (1884–1922) в 1921 г. Предмет психодиагностики – психические особенности процессов, функций и состояния лиц с нарушениями речи. Особенности внимания, памяти, мышления, работоспособности, темперамента, характера, индивидуал ...

Разделы