Гипотеза ответа: В нем есть что-то такое, на что можно положиться, ему можно довериться.
Учитель: Как меняется настроение, состояние героев? О чем это говорит?
Гипотеза ответа: Герой недоумевает, как это можно продавать ребенка; сетует, когда его жена Галя ругает за то, что он украл ребенка, теряется при виде мужиков; отчаивается.
Учитель: Вы сказала о Сене, а о девочке? Что происходит с ней?
Гипотеза ответа: Ее состояние тоже меняется. (приводят примеры из текста).
2) 2-я группа работала над особенностями художественной манеры писателя.
Продолжается работа с текстом.
Учитель: Зачитайте портрет девочки.
Учащиеся зачитывают Учитель: Сочувствие, боль автора разделяет и читатель. А что вы скажете о пейзаже в рассказе Распутина?
Гипотезы ответов: - Все очеловечено Распутиным: и любимая им Ангара ("бурлила, закручивалась в воронки, пенилась, звенела") …
В этом заключается одна из особенностей его художественной манеры: метафорическое осмысление природы. Именно пейзаж создает у читателя соответствующее настроение.
У Распутина ничего не бывает случайно. Даже название катера "Метеор" - символично. Жизнь тоже быстро проходит, поворачивается к людям то светлой, то темной стороной, как "Метеор" причаливает к берегу, на котором находились заброшенные деревеньки ("леспромхоз то работал, то не работал"), с разными новостями.
Психологически тонко, точно, с пониманием передает автор противоречивость чувств, переживаний своих героев.
Особую роль играет и такая художественная деталь, как лампа: "Катя так и обмирала перед лампой…"
3) 3-я группа работала над композиционными особенностями рассказа.
Учитель: Как писатель поддерживает наш интерес, интригу?
Гипотезы ответов: - Рассказчик, повествуя о Сене, его односельчанах, уезжающих из города в деревню, возвращает нас на несколько дней назад в город и рассказывает о неожиданной встрече Сени с девочкой, к судьбе которой он оказывается причастным: он увозит девочку к себе в деревню, где она постепенно приходит в себя.
Интересны как диалоги, так и монологи героя, и сказки, и внутренние думки. Все это помогает самораскрыться персонажу.
Контрастное поведение Сени.
Авторское отношение к Героям.
Речь рассказчика, героев.
Писатель - мастер, каждое слово его выверено и точно. Он использует яркие метафоры ("пасть теплохода"), эффектные олицетворения ("ветер наддавал сильней"), сравнения, эпитеты, лексические повторы, риторические вопросы, обращения, умолчания.
Продуманность видна и в выборе имен героев.
IV. Обобщение.
Учитель: О чем рассказ Распутина? Какова его главная мысль? Какие проблемы подняты в рассказе? Какие чувства вызвали у вас герои рассказа?
V. Домашнее задание. Ответить письменно на один из вопросов:
1. О чем заставил задуматься рассказ Распутина?
2. Что звучит в последнем риторическом обращении "Сеня! Сеня! Сеня!"?
Урок-дискуссия по рассказу Виктории Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть". (11 класс)
Тема: Две правды в рассказе В. Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть. "
Цели:
1. Обучающая: познакомить с творчеством В. Токаревой. Выявить две правды в рассказе, понять, какая из них настоящая. Формирование умения выражать свои мысли на уроке-дискуссии.
2. Развивающая: формирование речи, мышления (доказывать, обобщать, сравнивать).
3. Воспитывающая: формирование нравственных качеств личности школьника (сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать).
За несколько дней до проведения урока учащиеся получают задание прочитать самостоятельно рассказы Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть" и "Просто так".
Называются три эпизода из рассказа для чтения по ролям и выбираются исполнители, проводятся репетиции.
Отдельные ученики получают индивидуальное задание: проследить по тексту, как меняется отношение Олега к Ирочке; показать, какие изменения происходят в душе матери по отношению к Ирочке после автомобильной катастрофы.
(На столах учащихся тексты с заранее распечатанными эпизодами из рассказа; перечень вопросов, над которыми учащиеся должны подумать дома при самостоятельном прочтении рассказа).
Другие статьи:
Католические школы
Новый период государственности связан не только со значительными переменами в социально-политической сфере, но и изменением мировоззрения. Образование и педагогическая мысль активно развивались во всех направлениях христианства, которые были достаточно широко ...
Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений с помощью игр
Проанализировав опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, в том числе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР), мы пришли к выводу: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педаго ...