Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Педагогика » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Страница 6

Гипотеза ответа: В нем есть что-то такое, на что можно положиться, ему можно довериться.

Учитель: Как меняется настроение, состояние героев? О чем это говорит?

Гипотеза ответа: Герой недоумевает, как это можно продавать ребенка; сетует, когда его жена Галя ругает за то, что он украл ребенка, теряется при виде мужиков; отчаивается.

Учитель: Вы сказала о Сене, а о девочке? Что происходит с ней?

Гипотеза ответа: Ее состояние тоже меняется. (приводят примеры из текста).

2) 2-я группа работала над особенностями художественной манеры писателя.

Продолжается работа с текстом.

Учитель: Зачитайте портрет девочки.

Учащиеся зачитывают Учитель: Сочувствие, боль автора разделяет и читатель. А что вы скажете о пейзаже в рассказе Распутина?

Гипотезы ответов: - Все очеловечено Распутиным: и любимая им Ангара ("бурлила, закручивалась в воронки, пенилась, звенела") …

В этом заключается одна из особенностей его художественной манеры: метафорическое осмысление природы. Именно пейзаж создает у читателя соответствующее настроение.

У Распутина ничего не бывает случайно. Даже название катера "Метеор" - символично. Жизнь тоже быстро проходит, поворачивается к людям то светлой, то темной стороной, как "Метеор" причаливает к берегу, на котором находились заброшенные деревеньки ("леспромхоз то работал, то не работал"), с разными новостями.

Психологически тонко, точно, с пониманием передает автор противоречивость чувств, переживаний своих героев.

Особую роль играет и такая художественная деталь, как лампа: "Катя так и обмирала перед лампой…"

3) 3-я группа работала над композиционными особенностями рассказа.

Учитель: Как писатель поддерживает наш интерес, интригу?

Гипотезы ответов: - Рассказчик, повествуя о Сене, его односельчанах, уезжающих из города в деревню, возвращает нас на несколько дней назад в город и рассказывает о неожиданной встрече Сени с девочкой, к судьбе которой он оказывается причастным: он увозит девочку к себе в деревню, где она постепенно приходит в себя.

Интересны как диалоги, так и монологи героя, и сказки, и внутренние думки. Все это помогает самораскрыться персонажу.

Контрастное поведение Сени.

Авторское отношение к Героям.

Речь рассказчика, героев.

Писатель - мастер, каждое слово его выверено и точно. Он использует яркие метафоры ("пасть теплохода"), эффектные олицетворения ("ветер наддавал сильней"), сравнения, эпитеты, лексические повторы, риторические вопросы, обращения, умолчания.

Продуманность видна и в выборе имен героев.

IV. Обобщение.

Учитель: О чем рассказ Распутина? Какова его главная мысль? Какие проблемы подняты в рассказе? Какие чувства вызвали у вас герои рассказа?

V. Домашнее задание. Ответить письменно на один из вопросов:

1. О чем заставил задуматься рассказ Распутина?

2. Что звучит в последнем риторическом обращении "Сеня! Сеня! Сеня!"?

Урок-дискуссия по рассказу Виктории Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть". (11 класс)

Тема: Две правды в рассказе В. Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть. "

Цели:

1. Обучающая: познакомить с творчеством В. Токаревой. Выявить две правды в рассказе, понять, какая из них настоящая. Формирование умения выражать свои мысли на уроке-дискуссии.

2. Развивающая: формирование речи, мышления (доказывать, обобщать, сравнивать).

3. Воспитывающая: формирование нравственных качеств личности школьника (сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать).

За несколько дней до проведения урока учащиеся получают задание прочитать самостоятельно рассказы Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть" и "Просто так".

Называются три эпизода из рассказа для чтения по ролям и выбираются исполнители, проводятся репетиции.

Отдельные ученики получают индивидуальное задание: проследить по тексту, как меняется отношение Олега к Ирочке; показать, какие изменения происходят в душе матери по отношению к Ирочке после автомобильной катастрофы.

(На столах учащихся тексты с заранее распечатанными эпизодами из рассказа; перечень вопросов, над которыми учащиеся должны подумать дома при самостоятельном прочтении рассказа).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие статьи:

Выводы и педагогические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников
Описание экспериментального урока привело к следующим результатам : средства народного декоративно-прикладного искусства действительно могут оказывать на младшего школьника свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, ...

Становление и развитие дистанционного обучения в России
Рассматривая развитие заочного и дистанционного обучения в советский и постсоветский периоды, можно выделить несколько основных этапов. Каждый из них связан с изменениями в политике, идеологии, экономике, социальной и духовной жизни общества, с одной стороны, ...

Разделы