Учащиеся обмениваются мнениями.
Вопрос: Как жила Анна после их ухода?
Гипотеза ответа: жизнь потеряла смысл; 7 месяцев жила одна, ничего не зная о сыне; она пришла к выводу, что родители - отработанный материал.
Надо обладать повышенными душевными качествами, чтобы любить детей и родителей одинаково. У Анны не было этих качеств, значит и у Олега их нет.
Вопрос: Согласны ли вы с тем, что родители - действительно отработанный материал? Где же выход?
Ответы учащихся.
Чтение в лицах третьего эпизода.
"Олег пришел, будто ничего не случилось…
…И меня убило, мама, - просто сказал Олег. - Разве не заметно?"
Вопрос: Понимают ли друг друга сын и мать? Почему? Что мешает Анне откликнуться на беду сына?
Гипотеза ответа: Они говорят, не слыша друг друга, каждый живет своим горем. Он в своем счастье, а затем в горе совершенно забыл о ней.
Вопрос: А могло быть иначе?
(За столом остаются исполнители ролей Анны и Олега. Они начинают диалог заново, экспромтом подбирая такие слова, которые помогли бы им простить, понять друг друга, объединить усилия, пойти навстречу друг другу.)
Вопрос: Итак, Анна смирилась и стала ухаживать за больной Ирочкой.
Проследим как меняется ее отношение к Ирочке.
Учащиеся ищут ответы в тексте и зачитывают.
Вывод учителя: Мы видим, как меняется Анна, трудно это происходит, но происходит. Анна понимает, что не может без нее, она растворилась в ней.
Не Ирочка для нее, а она для Ирочки.
Вопрос: А что происходит с Олегом?
Учащиеся ищут ответы в тексте и зачитывают.
Вывод учителя: Мы видим: от любви к Ирочке ничего не осталось. Мы видим его моральное падение, раскаяние, переговоры с собственной совестью и стремительное отчуждение от Ирочки. Она больше ему не нужна и мать тоже.
Вопрос: Почему такое оказалось возможным? Анне жаль сына, она спасает Ирочку и уходит от нее. Что изменило Анну за все это время, ведь она в конце рассказа совсем другая?
Учащиеся делятся своими мнениями.
Вопрос: Согласны ли вы с Олегом, который утверждал, что он боролся за свою любовь? Посмотрите на тему урока: "Две правды". А настоящая какая?
Гипотеза ответа: Правду сына нужно взять в кавычки. Еще нужно сказать о правде автора. Она в том, что у человека должна быть душа. Анна обрела эту душу, через любовь к сыну (ей жаль сына). Она спасает Ирочку, растворяется в ней. И она счастлива, недаром подруга сына Петракова говорит Олегу:
"Твоя мать - счастливая женщина". Правда матери тоже не состоятельна.
Случилось несчастье, и она стала так нужна!
Вопрос: Вернемся к заглавию рассказа. Какая правда заключена для вас в словах автора: "Я есть. Ты есть. Он есть. "?
Домашнее задание: Дать письменный ответ на этот вопрос.
Урок по рассказу Л. Улицкой "Цю-юрих". (11 класс)
Тема: Л. Улицкая и ее герои. Анализ рассказа "Цю-юрих".
Цели:
Обучающая: познакомить с одним из рассказов сборника Л. Улицкой "Сквозная линия"; выявить главную тему и мысль рассказа; формирование умений и навыков анализа произведения.
Развивающая: развитие речи, мышления (доказывать, обобщать, сравнивать).
Воспитывающая: формирование пути искания собственного "я", процесса постоянного самообращения, самоузнавания.
Ход урока:
Слово учителя: Дома вы прочитали рассказ Л. Улицкой "Цю-юрих", подумали над вопросами, с которыми мы будем работать на уроке.
Л. Улицкая современная писательница, автор романа "Медея и ее дети", "Искренне ваш Шурик". Одной из главных тем ее книг является женская тема. Но подход к этой теме совсем иной, этот рассказ плотно аккумулирующий идею определения места женщины в пространстве собственного бытия. Прочитав этот рассказ, вы увидели необычных героев.
Вот сейчас и будем выявлять, что же необычного, нового мы увидели в женском образе.
Вопрос: Каков сюжет рассказа?
Гипотеза ответа: Главная героиня Лидия мечтает уехать за границу, выйти замуж за иностранца, что в итоге ей и удается сделать.
Вопрос: Где происходит действие? Как характеризуется пространство России и Швейцарии?
Другие статьи:
Качественные
задачи по химии
Среди широко известных типов качественных задач можно указать следующие: Объяснение перечисленных или наблюдаемых явлений: почему реакция карбоната кальция с серной кислотой начинается сначала бурно, а затем прекращается? Почему при нагревании сухого карбонат ...
Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи различного генеза неоднократно являлась предметом специального изучения. Под общим недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают комплек ...