Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками, а качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Например, по данным австрийских психологов, записывавших на магнитофон разговоры детей друг с другом и со взрослыми, пятилетний ребенок произносит в среднем около 11 тыс. слов в день. Наиболее часто используемое слово – «я», затем следуют выражения «я хочу», «я буду», «я люблю».
В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Так, в исследовании В.В. Гербовой установлены особенности содержания наиболее употребляемых частей речи в словаре детей третьего года жизни. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36; название объектов живой природы – 16,5 %; название средств передвижения – 15,9 %. Среди других существительных наиболее употребительными являются название явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы.
Данные, которые приведены выше, свидетельствуют, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.
Качественное развитие:
развитие значений слов, по словам Л.С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность».
По мнению Н.Х. Швачкина, наиболее удачное объяснение смысловой природы детских слов дал А.А. Потебня, который считал, что значения первых слов у детей есть не действие, не предмет, а чувственный образ.
По данным Ф.И. Фрадькиной, ребенок начинает реагировать не только на звуковую сторону слова, но и на его содержание. Сначала, слово ассоциируется для малыша только с конкретным единичным предметом. Например, ребенку, который всегда играл только с белым мячом, дали два мяча – знакомый ему белый и незнакомый большой цветной мяч. В ответ на вопрос «Где мяч?» ребенок всегда показывал только на белый мяч. Постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории.
Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М.М. Кольцова. По ее данным, сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интригующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней:
Первая ступень
обобщения – слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только вот эта кукла). Эта степень обобщения доступна детям конца первого – начала второго года жизни;
Вторая степень
обобщения – слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т. д.). Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть доступна детьми к концу второго года жизни;
Третья степень
обобщения – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т. п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три – три с половиной года;
Четвертая степень
обобщения – слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни. Для того чтобы ребенок усвоил слова первой и второй степени обобщения, необходимо совпадение во времени звучания слова, которое произносит взрослый, с восприятием малышом предмета или действия, которое оно обозначает. Причём чем меньше ребёнок, тем большее количество таких совпадений требуется. Так на первом году необходимо более 50 – 70 повторений, в то время как на втором году – не более 10. Большое значение имеют действия ребёнка с называемым предметом. В исследовании М.М. Кольцовой убедительно доказано, что слово превращается в обобщающий сигнал при условии выработки большого количества двигательных связей.
К такому выводу учёные пришли на основе опыта, проведённого в двух группах детей в возрасте 1 г. – 1 г. 3 мес. В первой группе каждому ребёнку в течение двух месяцев ежедневно 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону книги. Эта реакция была повторена 500 раз.
Другие статьи:
Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений с помощью игр
Проанализировав опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, в том числе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР), мы пришли к выводу: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педаго ...
Понятие и сущность игры
Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету - планету Людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Постепенно он и сам науч ...