Сущность активизации познавательной деятельности

Страница 1

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею, при этом овладеть иностранным языком невозможно без активной речевой деятельности. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Результативность обучения напрямую зависит от степени активности учащегося в этом процессе. М.П. Осипова определяет познавательную активность "как качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели". Данное определение подразумевает не только процесс, но и результат обучения, освоение средств, способствующих наиболее действенному учению, учитывает эмоциональную сторону учения. Харламов И.Ф. считает, что познавательная активность – "деятельностное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями". Следовательно, основными признаками познавательной активности являются проявление желания к познанию, активный процесс узнавания новых фактов, отношение к обучению как к чему-то ценному, привлекательному и, значит, интересному, предполагает высокую степень проявления самостоятельности, направлена на "вовлечение ученика в творческую деятельность".

В учебном процессе такое явление, как познавательная активность тесно связано с общеобразовательными задачами: становление жизненных позиций школьников; формирования умения и желания учиться; развитие индивидуальных способностей.

В обучении иностранным языкам общедидактический принцип сознательности и активности "отвергается повседневной практикой", точнее приобретает особенности в связи со спецификой дисциплины. Есть достаточное количество на воспроизведение одних и тех же структур, а грамматические правила отсутствуют, в этом случае активность только внешняя, что характерно для тренировочных упражнений, внутренняя активность отождествляется с умственной, в этом случае возможно слияние сознательности и активности в один принцип.

В структуре познавательной активности И.П. Подласый выделяет несколько составляющих. К ним относятся высокая степень самостоятельности, устремления и сознательности при выполнении заданий, желание развиваться, к этому можно добавить умение самостоятельно ставить цели и задачи и добиваться их осуществления.

Г.И. Щукина выделяет три уровня познавательной активности:

1) "Репродуктивно-подражательная активность", особенностями которой является усвоение существующих форм, образцов, шаблонов через опыт деятельности другого. "Критерием этого уровня…может служить стремление обучаемого понять новое явление".

2) "Поисково-исполнительская активность": учащийся сталкивается с трудностями, для устранения которых ему необходимо самостоятельно находить способы решения, учащийся проявляет волевые качества дл того, чтобы достигнуть желаемого результата.

3) "Творческая активность" представляет собой наиболее высокий уровень, т.к. на этом этапе учащийся способен самостоятельно ставить задачи и решать их, выбирая нестандартные, иногда ранее не известные пути. Достижение данного уровня активности – доказательство существенного прогресса в развитии личности, "свидетельство значительной силы его внутренних процессов, его саморегуляции и самоорганизации, поскольку прежние уровни активности… обогатились опытом".

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Особенности физического развития старшеклассников
Бурный, неудержимый рост и развитие, совершенствование физических и умственных способностей, формирование воли, характера, мировоззрения происходят за относительно короткое время (около трех лет) и завершаются в юности. Подростковый и юношеский возраст объеди ...

Вклад дошкольных педагогов и учителей начальных классов в процесс первичной гендерной социализации подрастающего поколения
По имеющимся в современной психологической науке данным, применительно к периоду детства образовательные учреждения являются одними из важнейших проводников в культуру, существующую в обществе систему социальных отношений, причем это касается не только массов ...

Разделы