Проблема индивидуального подхода к детям волновала многих передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы очень сильно критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали тщательного внимания к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям.
Основными пропагандистами изучения индивидуальности детей были Л.Н.Толстой и К.Д.Ушинский. У ряда советских психологов предметом изучения стало индивидуальное развитие младших школьников.
За последнее время было проведено ряд исследований исследующих индивидуальную подготовленность детей к школе. И было выявлено, что все больше детей приходит в первый класс, не только зная буквы, но и уже умеют читать и писать: кто-то читает по буквам, кто-то по слогам, а другие – умеют читать уже целыми словами. Это ставит учителя перед необходимостью по-иному организовывать учебный процесс с первоклассниками разной готовности к обучающему процессу, приспосабливать к этому и методику обучения, более полно, обширно учитывать развитие детей. А.К. Назарова показала, что на основе знания подготовленности детей к школе учитель может лучше организовывать коллективную деятельность учащихся на материале разной трудности: хорошо читающие получают дополнительно к букварю тексты для чтения, более сложные слова для составления предложений, логических упражнений, логические упражнения с большим количеством слов и т.д.
Подобно тому, как дети различаются по своим физическим качествам, говорил Василий Александрович Сухомлинский, так не одинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышление протекают по – разному и имеются у каждого школьника.
Особое внимание у В.А.Сухомлинского привлекли слабоуспевающие дети. Он чётко указывает на их главный недостаток – неразвитость умственных способностей: неустойчивость внимания и памяти, инертности мышления, бедность речи, отсутствие любознательности, неразвитость эмоциональной сферы.
В.А. Сухомлинский задавал себе вопрос: «Откуда берутся такие дети?». Cтремясь рассмотреть действующие здесь причинно – следственные связи, установил зависимость успеваемости от здоровья и нездоровья детей.
Этот фактор выпадал из поля зрения исследователей. В основном учитывались проблемы, вызванные длительным отсутствием ученика в школе по болезни. В.А. Сухомлинский же перевёл вопрос в иную плоскость: а всегда ли мы учитываем хроническое недомогание детей, посещающих уроки, но практически на них не работающих?
Л.К. Назарова отметила, что те ученики, которые слабо подготовлены к изучению родного языка, находясь в среде с более подготовленными при правильной организации работы получают полезные знания и умения, потому что вся деятельность в классе происходит на высоком уровне трудности.
Индивидуальные потребности в усвоении и применении знаний связывают с обучаемостью, которая включает в себя: умственную выносливость, работоспособность, быстроту или же замедленное усвоение учебного материала, гибкость мыслительных процессов.
Помимо различий, относящихся к содержательной стороне психической жизни, дети различаются также и по некоторым психофизиологическим особенностям своего психического склада и поведения. В основе индивидуальных различий лежат особенности свойств нервной системы, на основе которых формируется психическая жизнь личности, все её психические процессы, её особенное и индивидуальное.
- Сущность и критерии дифференциации обучения младших школьников
Термин дифференциация (от лат. diffentia – различие) означает расчленение, разделение целого на различные формы и ступени.
Дифференцированным считается учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.
Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников:
– внешняя дифференциация (дифференциация обучения). Этот вид предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определёнными индивидуальными особенностями.
Школы особого типа ориентированы на учащихся:
- имеющих определённые способности, проявляющих интерес к какому – либо циклу предметов, с высоким уровнем обучаемости и т.д.;
- с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии.
Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов. В средней школе обычно организуются профильные классы с учётом проектируемой профессии, интересов, склонностей учащихся и д.р. В начальной школе создаются классы для детей с трудностями в обучении, например классы компенсирующего обучения (ККО), классы коррекционно – развивающего обучения (КРО).
Другие статьи:
Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки
студентов иностранного факультета педагогических университетов
Становление личности специалиста в контекстном обучении осуществляется за счёт целостности, системной организованности и приобретения личностного смысла усеваемым знаниям, умениям, навыкам. Переживание значимости содержания и методов учебного процесса являетс ...
Особенности построения процесса обучения младшего школьника
В каждом возрастном этапе развития человека образуется как общие свойства, присущие социальной группе, так и специфические, индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста отличаются друг от друга по типологическим особенностям высшей нервной деяте ...