Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование студентов экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности словесно-логического мышления у испытуемых экспериментальной и контрольной групп.
Предложенные методики.
Методика 1 “Выделение существенного”
Цель работы: выявить уровень умения находить существенные признаки предметов.
Ход опыта: Из четырех предложенных рядов слов, в каждом из которых пять слов дается в скобках, а одно перед ними, испытуемые должны за 20 секунд выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. За каждый правильный ответ 1 балл.
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)
Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья)
Результаты тестирования представлены в таблице 10.
Таблица 10. Уровень сформированности приема выделять существенное у испытуемых контрольной и экспериментальной групп
Уровень сформированности |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Абсолютное число студентов |
% соотношение |
Абсолютное число студентов |
% соотношение | |
Низкий |
12 |
50% |
6 |
25% |
Средний |
6 |
25% |
6 |
25% |
Высокий |
6 |
25% |
12 |
50% |
Данные таблицы 10 показывают, что испытуемые экспериментальной группы справились намного лучше, чем студенты контрольной группы. Студенты, справившихся с предложенной методикой на высоком уровне, в 2 раза больше в экспериментальной группе, чем в контрольной, а с низким уровнем в 2 раза меньше.
Методика 2. “Сравнение понятий”
Цель работы: установить уровень умения испытуемых сравнивать предметы, понятия.
Материалы: 2 пары сравниваемых понятий.
Ход опыта: Испытуемым представляются два предмета или понятия. Каждый студент должен написать на листе бумаги справа – черты различия, слева – черты сходства. На выполнение задания, состоящего из одной пары слов, дается 4 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Солнце – луна, 2. Сани – телега.
Таблица 11. Предполагаемые ответы
Сходства |
Различия |
Сходства |
Различия | ||
1. Небесные тела. |
1. Солнце светит днем |
1. Транспорт. |
1. Сани используют зимой. | ||
2. Используют в селе. |
2. Телегу используют летом. | ||||
2. Планеты. |
2. Луна светит ночью. | ||||
3. Передвигаются с помощью лошади. |
3. У телеги колеса. | ||||
3. Имеют форму круга. |
3. Луна может менять свою форму. | ||||
4. Сделаны из дерева. |
4. У саней полозья. |
Другие статьи:
Методика использования
компьютерных технологий в процессе обучения ОБЖ
Как показывают многочисленные исследования, использование современных информационных технологий позволяет значительно увеличить внимание, запоминаемость в процессе усвоения нового знания при значительном сокращении длительности процесса передачи знания от учи ...
Особенности педагогической деятельности в начальной школе в Японии
В японской начальной школе каждый ребенок сидит за своей партой (парта представляет собой столик с приспособлениями для учебных принадлежностей), которые расставлены по две вместе. Мальчик обязательно должен сидеть с девочкой, как принято и в России, через од ...