• расширение международного научно-технического сотрудничества с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки научно-технической продукции;
• создание качественно новой экспериментально-производственной базы высшей школы;
• привлечение в вузовский сектор науки дополнительных бюджетных и внебюджетных финансовых средств.
• совершенствование системы стимулирования преподавателей, сотрудников и подразделений за повышение научных показателей с учетом новых требований.
• создание и пополнение электронной базы научных достижений сотрудников университета.
• создание и внедрение результатов интеллектуальной деятельности в научный и образовательный процесс университета путем расширения поощрительных механизмов.
Сразу отметим, что вуз без науки, как и преподаватель вуза, не занимающийся научно-исследовательской работой, − это нонсенс и несовместимо ни со статусом вуза, ни со статусом вузовского преподавателя. Научную работу преподавателя надо рассматривать как его инвестиции в человеческий и социальный капитал, отдача от которых может быть реализована им и в других областях деятельности, в частности, педагогической. Поэтому разговор пойдёт не о важности и значимости научно исследовательской работы в вузе, а о том, как организовать её в вузе и какие условия должны быть созданы, чтобы каждый преподаватель (сотрудник, аспирант, студент) могли бы заниматься научно-исследовательской деятельностью; на что должна быть направлена политика администрации вуза, чтобы стимулировать преподавателей инвестировать в собственный человеческий и социальный (репутация) капитал; как создать в вузе творческую, созидательную атмосферу и как обеспечить защиту и охрану авторских и других прав на результаты интеллектуальной деятельности.
В последние годы некоторые руководители научную деятельность вуза оценивают только по объёму выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выигранным грантами или заключенными вузом хозяйственными договорами с промышленностью (бизнесом). Но научная деятельность в вузе не ограничивается только выполнением НИОКР. Для вуза это более широкое понятие.
Научная деятельность в вузе, как принято считать в вузовском сообществе, включает:
1) классическую научно-исследовательскую работу, состоящую из фундаментальных исследований, прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок;
2) подготовку и разработку новых учебных курсов и соответствующих учебно-методических материалов;
3) оказание консультативной помощи представителям промышленности;
4) подготовку научно-педагогических кадров и их аттестацию. И, конечно, в вузе постоянно помнят о том, что выполненную научную работу надо не только эффективно реализовать в промышленности (бизнесе), но и как можно быстрее передать её результаты в учебный процесс, донести до студентов и своих коллег.
Во все времена для технического вуза главной задачей являлось углубление сотрудничества и стратегического партнерства с бизнесом (отраслью) как в области подготовки кадров, так и в выполнении по его заказам научных исследований.
Произошедшие в последние годы в стране изменения, ослабление внимания государства и бизнеса к насущным проблема высшего образования, хроническое недофинансирование вузовской науки существенно повлияли на состояние научной деятельности в высшей школе. Произошло значительное старение научно-педагогических коллективов вузов, да и сегодня всё ещё продолжается «отток» с кафедр научных сотрудников. Значительная часть экспериментального оборудования устарела. Отдельные лаборатории, оснащенные современнейшим научным оборудованием за счет выигранных в последние годы конкурсов, работают неритмично, так как практически некому его квалифицированно обслуживать. По разным причинам ушли из высшей школы носители многих уникальных технологий. К сожалению, некоторые научные школы держатся исключительно на ученых старшего поколения. Всё это привело к полному исчезновению на ряде кафедр, как раньше было принято говорить, «скамейки запасных» (со всеми вытекающими последствиями), к отрыву части преподавателей от современного уровня научных исследований.
Другие статьи:
Методика проведения дидактических игр с целью формирования словаря детей
дошкольного возраста
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, ...
Восприятие: понятие, виды, основные характеристики
Восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Каждый вид обладает рецеп ...