В то же время вузовская наука по сравнению с отраслевой, да и академической наукой, имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, благодаря участию в ней студентов и аспирантов и практически бесплатному использованию при выполнении работ разветвленной инфраструктуры вуза − она дешевле и выгодней, и, во-вторых, в связи с наличием на кафедрах специалистов различных научных направлений и специальностей и имеющейся возможностью привлекать их к выполнению научных работ – она очень подвижна и может комплексно решать проблемы отрасли.
Вспомните проблемные и отраслевые лаборатории, функционирующие в недалёком прошлом в вузах. Это те же инновационные научные структуры, которые отраслевые министерства создавали в вузах для решения научно-производственных проблем отрасли, и это притом, что у них существовала разветвленная сеть своих НИИ и КБ.
Но сегодня, к сожалению, вузовские научные разработки мало востребованы экономикой страны, да и наука в целом практически не «сцепляется» с экономикой. Восприимчивость бизнеса к инновационным технологиям остаётся низкой. Организация науки в стране вне всяких сомнений требует модернизации. Но наука не терпит суеты и излишнего шума. Она обычно делается в тиши лабораторий, не отвлекая учёных на PR-компании. А то выпустим весь пар в свисток (Сколково и т.п.) и в очередной раз насмешим своих зарубежных коллег.
Надеюсь, что перевод финансовой отчетности предприятий на систему национальных счетов повлияет на психологию руководителей бизнеса в части отношения их к инновационной политике и привлечению научных организаций к модернизации производства. Выполненные по заказам предприятий и поставленные на бухгалтерский учет результаты научно-исследовательских разработок начнут оказывать существенное влияние на величину капитализации данного предприятия.
Введение в рынок нематериальных активов требует разработки механизмов учета их и оценки, что находится пока в зачаточном состоянии. Именно понимание руководителями экономики (бизнеса) того, что нематериальные активы предприятия могут быть значимой составляющей бюджета инновационного предприятия, его капитализации, должно поспособствовать более активному привлечению ими организаций науки, в том числе и вузов, к модернизации производства.
В последнее время нам говорят, что разработанный и принятый Госдумой «сколковский» механизм – это не льготы для организаций, работающих в настоящее время в «Сколково» и на «Сколково», а это, мол, обкатывается специальный экономический и правовой режим функционирования бизнеса в сфере науки, и в дальнейшем его распространят на всю сферу исследовательского бизнеса. Ну, что ж, будем надеяться, что это действительно произойдёт, и благоприятно скажется на работе научных коллективов вузов. Надо только, чтобы проект «Сколково» на своей начальной стадии не превратился в механизм по выкачиванию из России инновационных идей.
В новых экономических условиях и государство, и бизнес, и гражданское общество постоянно ищут наиболее эффективные формы взаимодействия – к ним можно отнести разрабатываемые ранее и перечни критических технологий, и научно технологические кластеры, и инновационно-технологические центры и технопарки. Формирование в последнее время так называемых «технологических платформ» – это также попытка государства найти эффективное решение проблем взаимодействия между участниками проекта. Основная миссия технологических платформ, как заявлено − стать инструментом инновационного развития отрасли, способным повысить мотивацию к интеграции вузов, НИИ и производственных организаций для решения важнейших технико-экономических проблем.
Другие статьи:
Проблема понимания текстовых сообщений в психолингвистических и
психолого-педагогических исследованиях
Текст является объектом изучения разных наук, главным образом, лингвистики и психологии. В психологическом исследовании текст рассматривается как объект или как результат познавательной деятельности. Текст представляет собой некоторое завершённое сообщение, о ...
Повышение педагогического мастерства воспитателей с целью обогащения
содержания сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста
Для проверки гипотезы была организована экспериментальная работа, которая проходила на базе ДОУ № 5 . В эксперименте принимали участие воспитатели старших групп, 20 детей в возрасте от 4 лет 11 мес до 5 лет 10 мес , 20 родителей. Состав педагогических участни ...