В данной части рассматриваются педагогические условия, создаваемые в семье и школе при воспитании лидера, а также раскрывается содержательный аспект методов и форм технологической модели воспитания лидера при взаимодействии родителей и педагогов, ориентированных на становление позитивной личности лидера.
В связи с этим в ходе исследования мы установили характер влияния семьи на подростка (стили взаимодействия). При составлении вопросов анкет нами учитывалась доступность их содержания, т.к. социальное положение, профессиональная и культурная подготовка родителей оказались чрезвычайно разнообразны.
Родителям и учителям данных школ были предложены анкеты, целью которых было:
– выявление мнения родителей и учителей о роли семьи и школы в воспитании лидерских качеств у детей;
– выявление степени осведомленности родителей и учителей о наличии и уровне сформированности коммуникативных качеств у учащихся.
– определение уровня психолого-педагогической культуры родителей и учителей и умение использовать её при воспитании детей-подростков.
Результаты анкетирования показали, что и родители, и педагоги более склонны считать возможным и необходимым воспитание лидерских качеств детей и подростков в условиях семьи и школы. Однако нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что 18,4% родителей и 21,6% учителей считают, что более чем семья и школа, на воспитание лидерских качеств влияет социум и 10,5% родителей и 13,4% учителей – наследственность. Мы также не исключаем этого факта, но полагаем, что главенствующую роль в воспитании лидерских качеств личности все же играют семья и школа.
Показатели мнения родителей
Показатели мнения учителей
Рис. 1. Показатели мнений родителей и учителей о роли семьи и школы в воспитании лидерских качеств подростков
В то же время роль школы в воспитании лидерских качеств явно занижена. Что касается роли наследственности в проявлении у подростка лидерских качеств, то ее и педагоги, и родители оценивают одинаково малой. Анализ уже этих показателей показывает, что сельской школе, а их в республике большинство, необходимо уделить более пристальное внимание, т.к. сельский житель, в данный период озабоченный поиском работы в городе, должен быть готовым плавно адаптироваться в городских условиях, вписаться в городской социум.
Данные исследования, полученные по методике «Лидер», показали, что родителей и педагогов со средневыраженными лидерскими качествами почти половина (родители – 42%; учителя – 48,6%), однако склонность к диктату проявляют 12–13% опрошенных.
Кроме того, для изучения взаимодействия родителей с детьми нами был использован опросник И.И. Марковской, позволивший определить профили родительского отношения к подросткам. (Результаты представлены в табл. 1 и на рис. 4).
Таблица 1. Стили родительского отношения к подростку, характер их влияния на формирование личности подростка
Группа Семей |
Подгруппа |
Характеристика стилей родительского отношения к подростку |
(%) |
Б л а г о п р и я т н ы е |
Понимающие |
Родители хорошо знают подростка, реально оценивают его самого и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию подростка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают подростка, каков он есть. Сензитивны, часто говорят о подростке, переживают вместе с ним |
11,3 |
Покровительствующие |
Родители хорошо знают своего подростка, реально оценивают его самого и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с подростком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной |
9,6 | |
Безразличные |
Родители мало знают своего подростка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к подростку выражено слабо, в таких семьях родители заняты решением собственных проблем |
14 | |
Н е б л а г о п р и я т н ы е |
Подавляющие |
Родители отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения, большим количеством запретов, приказов; уверены, что хорошо знают подростка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят синусоидальный характер |
21,3 |
Тревожные |
Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они неплохо знают своих детей, сензитивны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к подростку. Отношения характеризуются неустойчивостью |
24,6 | |
Отстраненные |
Родительская позиция крайне ригидна, характерно полное отсутствие диалогичности в отношениях с подростком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на подростка и большой привязанности к нему |
14,6 | |
Отвергающие |
Родители этой группы отстранены от подростка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено неярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний подростка закрыта для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о ребенке достаточно адекватны |
4,6 |
Другие статьи:
Опыт обучения
старших дошкольников спортивной игре
В спортивных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку. Движения детей с ...
Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе
обучения иностранному языку
Работа педагога всегда очень сложный процесс. И в настоящее время, когда престиж все торговые падает значительно усложняет. В сфере искусства круг проблем, стоящих перед учителем, особенно широк, отсюда есть особой сложности нашей торговли. Вся наша деятельно ...