Роль семьи в воспитании лидера

Страница 1

В России сегодня сложилась непростая общественно-политическая и социальная обстановка. Дестабилизирующими факторами в государстве в последние годы стали: разрушение культурно-исторических традиций, утрата духовно-нравственных ценностей, снижение интеллектуального и творческого потенциала молодежи. Ослабло воспитательное воздействие семьи и школы, в результате чего формирование важнейших социальных навыков переместилось в среду неформального (вне семьи и школы) общения подростков и молодежи. Поэтому процесс социализации подрастающего поколения осложнился. Для обретения человеком жизнестойкости в условиях кризисной ситуации сегодня, как никогда раньше, необходимо создание благоприятной обстановки в семье, в малых группах, других общностях, с которыми молодой человек сталкивается с первых же шагов адаптации в социуме.

Семья, отражая проблемы общества, является проводником его воздействия на молодое поколение. Поэтому решение проблем воспитания детей в семье должно быть связано с оптимизацией и совершенствованием её уклада жизни как определяющего фактора влияния социальной ситуации на развитие ребенка. Конкретное общество формирует социальную среду, в которой существует семья. Перемены в укладе жизни могут происходить в результате изменений в общественной жизни. В то же время социум также является средством усиления воспитательной функции семьи. Следовательно, семья – один из важнейших общественных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить.

Как считает Ю.Б. Гиппенрейтер, отношения родителей и детей в семье, педагогов и учащихся в школе должны основываться на доверии, дружбе, справедливости. «Силовые» и «волевые» методы воспитания бесперспективны. Однако для установления взаимоотношений на качественно новой основе родителям потребуется содействие и специальная помощь. Условиями, влияющими на успехи детей и благоприятный микроклимат семьи, многие ученые (В.А. Караковский , Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова) связывают с обстоятельством, когда родители рассматривают себя в качестве учителей своих детей, когда они разговаривают с детьми на равных или доброжелательно поучают их, посещают вмести с ними библиотеки, музеи, парки, а затем все вместе обмениваются мнениями об этих событиях, когда родители планируют вместе с детьми общие дела семьи, умеют терпеливо выслушивать своих детей, гордятся их творческими работами, вместе с детьми читают и обсуждают прочитанную литературу.

В соотношении биологического и социального в человеке многие ученые искали условия и механизмы формирования личности. Сторонники представлений о главенствующей роли «среды» – внешней детерминации развития личности (Э. Берн, Э. Дюркгейм, О. Конт, К. Левин и др.) считали, что человек является продуктом обстоятельств. Под влиянием других людей в семье и школе ребенок усваивает разные социальные роли, стереотипы поведения. Поэтому без анализа «внешних» факторов невозможно предсказать поведение личности.

А.Г. Асмолов в схеме системной детерминации развития личности выделяет три компонента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности; социально-исторический образ жизни как источник развития личности в системе общественных отношений; совместную деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. Мы предполагаем необходимость еще одного, четвертого компонента: роль семьи в воспитании у детей личностных качеств будущего лидера.

Основанием детерминизма развития личности в системе семейных отношений является совместная деятельность, в которой осуществляется развитие личности, её социализация и воспитание. В процессе этой деятельности, по мнению Х.Д. Джайнотта, в системе отношений в семье у ребенка возникают системные качества индивидуума, имеющие личностный смысл, социальные нормы, идеалы. На определенном этапе развития взаимоотношения между личностью и формами ее деятельности изменяются. Личность выбирает ту деятельность и образ жизни, которые способствуют её развитию. Таким образом, в ходе жизни у индивида обозначается переход от режима усвоения и употребления культуры к режиму овладения ею ради созидания своего образа жизни.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Методологические основы гуманизации педагогического процесса
В последние годы разрабатываются концепции гуманизации образования, на основе которых предпринимаются научные исследования, изучается опыт учреждений образования и конкретных педагогов, вырабатываются новые методологические подходы к критериальным оценкам сущ ...

Артикуляционные судороги
Самую существенную часть человеческой речи составляют артикуляционные движения. Данный вид заикания характеризуется лицевыми и язычными судорогами, и был известен в самые отдаленные времена (Гиппократ, Гален, Гезихий, Авиценна). Артикуляционные судороги можно ...

Разделы