Этот блок необходим потому, что «тип местной природы, характер человека и национальный ум находятся во взаимном соответствии и дополнительности»." Пейзажная лирика изучается во всех классах. Пейзаж занимает достаточное место и в прозаических текстах, и он тоже относится к проблеме художественного осмысления пространства.
Н. Д. Иванова отмечает. «Для содержания и методики изучения пейзажа особое значение имеет обращение к специфике тех главных объектов действительности, отражением которых он и является. В этом смысле примечательно, как в составе пейзажа отражены его главные бытийные параметры: движение, пространство, время».
Движение, пространство и время ученики должны увидеть через цикличность природных процессов, через смену времен года, суток. Ю. М. Лотман определял художественное пространство в литературном произведении как «модель мира данного автора, выраженную на языке его пространственных представлений». Это надо учитывать при изучении того или иного поэта.
В поэзии М. В. Ломоносова, например, дан величественный пейзаж, образы распахнутых пространств: «вод громады», «огненны валы», «бездны ночи».
К. Батюшков «оформил в русском художественном и — шире — общекультурном сознании антитезу Севера и Юга (в их взаимном притяжении и отталкивании), столь значимую для поэзии романтической Пушкина и Лермонтова», предложил пейзажи зарубежной Европы — северный и южный — итальянский прежде всего, чем расширил географические рамки русской поэзии.
А. С. Пушкин испробовал все эстетические разновидности пейзажей — идеальный, бурный и унылый, мрачный (по классификации М. Н. Эпштейна), доведя их до совершенства. В его поэзии окончательно оформились горный и морской пейзажи, крымский и кавказский. Поэт создает самобытный национальный пейзаж и в то же время представляет природу конкретных мест — Михайловского, Болдина, Захарова («Вновь я посетил .», «Няне» и др.).
Н. Языков, чьи стихи недавно стали включать в школьную программу, считается певцом водной стихии.
Для Лермонтова в пространственном отношении очень важна устремленность ввысь, что определило его увлеченность природой Кавказа, противопоставление земли — небу. Высота для Лермонтова — «основной пространственный и ценностный ориентир» (Эпштейн).
Панорамный охват земли, пространственную широту встретят ученики у И. Никитина, включенного во многие программы.
Русскую природу в ее национальных особенностях, связь между своеобразием природы и укладом национальной жизни должны увидеть школьники в поэзии Н. А. Некрасова.
Для А. Блока, как и Бунина, важны степные и лесные просторы, но он еще любит болото («Болото — глубокая впадина .»), его (Блока), как и Пушкина, притягивает бездна («Мы летим в миллионы бездн .»). К бездне был неравнодушен и Тютчев («И бездна нам обнажена с своими страхами и мглами .»).
Поэзию С. Есенина литературоведы отмечают как значительный этап в формировании национального пейзажа, передающего красоту России, нередко в лубочной форме, и традиционные мотивы грусти. Есенину принадлежат многие стихотворения, где присутствуют понятия «край», «Родина», «Русь»: «Край ты, край мой, родимый .», «О край дождей и непогоды .», «Край ты мой заброшенный .», «Мой край, задумчивый и нежный .», «Край любимый! Сердцу снятся .», «Той ты, Русь, моя родная .», «Россия, родина моя!.,.» и др.
Другие статьи:
Система дистанционного обучения
Дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и согласованный во ...
Способы использования дидактических игр при
закреплении материала
На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение правил, свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д., так считают 25% опрошенных учителей. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить вниман ...