В воспитании творческой личности особое значение приобретает компетентность педагога, педагогическое творчество. В связи с этим приведём пример проведения эксперимента по выявлению и степени готовности учителя к использованию педагогических технологий в творческом развитии личности. Участниками эксперимента были выбраны будущие учителя начальной школы. В соответствии с целями исследования были разработаны критерии готовности будущих учителей к применению игровой педагогической технологии развития творческой активности младших школьников.
На основании предположенных критериев были выделены следующие уровни готовности будущих специалистов по применению игровой педагогической технологии развития творческой активности младших школьников: исполнительский (низкий), инициативный (средний), творческий (высокий). В результате использования было установлено, что каждый пятый выпускник не готов к реализации игровых педагогических технологий. Половина из них не всегда эффективно может использовать инновации в своей работе. Всё это определяет необходимость совершенствовать педагогическую подготовку будущего учителя с точки зрения развития творческой активности не только учащихся, но и самих педагогов. Теоретическое осмысление проблемы позволило определить пути и условия развития творческой активности учащихся:
1. развитие творческой активности младших школьников и её влияние на их творческий рост проходит более успешно, если деятельность учителя основывается:
· на искреннем уважении и эмпатическом понимании учащихся и умение использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития творческой активности младших школьников;
· умении тонко и деликатно обращаться с младшими школьниками, следовать природе ребёнка, обеспечивать их свободное развитие;
· поощрении в развитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми;
· воспитании стремления к свободе.
2. условиями, обеспечивающими эффективность развития творческой активности младших школьников являются:
· возможность овладения школьниками опытом самостоятельной разнообразной для них деятельности через испытание тренинго-игрового метода в учебном процессе;
· создание обогащённой информационной и досугово-развивающей среды;
· выстраивание образовательного процесса, как процесса взаимодействия индивидуального, уникального учителя и индивидуального, уникального ученика;
· совместная деятельность педагога и учащегося, где особое значение приобретает мировоззрение и компетентность педагога в воспитании творческой личности с учётом её индивидуальности.
Отсюда игровая педагогическая технология строится как сотрудничество, сотворчество взрослого и ребёнка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
Обобщая теоретические положения, выдвинутые многими исследователями по рассматриваемой проблеме, мы пришли к следующим выводам: использование тренинго-игрового метода в системе урока, моделирование ситуаций, требующих проявления творческой активности учащихся, творческие задания, подготовка будущих учителей к использованию педагогических технологий являются, на наш взгляд, основными вещами при реализации игровой педагогической технологии, направленной на развитие творческой активности младших школьников.
Цель констатирующего этапа: Изучить недостатки работы учителя выявить уровень использования игровых технологий на уроках музыки в начальных классах, выявить уровень усвоения учащимися материала.
Методы: педагогический эксперимент, научное наблюдение.
План-конспект урока
Тема четверти: «Волшебный мир звуков»
Тема урока: «Музыкальное путешествие в осенний лес»
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
· Образовательная: выявить и дать знания о музыкальных и шумовых звуках, накопить у детей звуковые образы.
· Воспитательная: сформировать у детей хороший музыкальный вкус в индивидуальном характере.
· Развивающая: развивать звуковое воображение, мобилизовать слуховое внимание, накопить звучащие жесты, развивать умение ансамблевого исполнения, развивать музыкально-ритмическое чувство, развивать интонационную выразительность, развивать слуховые представления и чистоту певческого интонирования, развивать певческий голос и певческие умения, накапливать слуховые представления повтора, контраста и музыкальной формы.
Оборудование: учебник, фортепиано.
Ход урока
1. Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте ребята!
2. Сообщение целей и задач урока: Сегодня на уроке мы будем путешествовать по осеннему лесу. Готовы?
Другие статьи:
Личностные особенности дошкольного возраста
Дошкольное детство – короткий промежуток в детстве человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную активную личность. В ходе психического разв ...
Из опыта работы юношеского абонемента ЦГБ г. Тирасполь
В практике работы юношеского абонемента ЦГБ, конечно же, используются методы как индивидуального, так и массового руководства чтением в самых разнообразных традиционных и нетрадиционных формах, но мы остановимся на основных: Юношеская библиотека отличается сп ...