Нередко можно встретить ребенка-дошкольника с богатой фантазией, но с полным неумением использовать ее для решения конкретного задания. Такой ребенок долго не может сосредоточится на объекте действия; его все отвлекает, начиная что-то делать, он легко переключается на другое, не заканчивая первого действия. Например, начиная сочинять сказку, он придумывает одну фантастическую историю за другой, связывая их чисто внешними ассоциативными связями. В результате происходит сумбурное нагромождение одних событий на другие. При этом ребенок может забыть и о главном герое сказки и о первоначальном замысле. Поэтому воспитание целенаправленности поведения необходимо, как условие развития творческого воображения. Очень важно заранее обсудить с ребенком, каким должен быть конечный результат его творчества. При сочинении сказок сначала придумать благоприятный конец для положительного героя, а потом уже обсуждать с ребенком интригу отрицательного героя и возможные способы победы положительного. Таким образом, сама сказка возникает лишь на последнем этапе работы. Чтобы ребенок не потерял интереса к сочинению текста сказки (все, что должно произойти, ему уже известно), можно на этапе создания текста вместе писать книгу "Авторских сказок". Ребенок при этом может диктовать текст, а взрослый - его записывать. В изобразительной или конструкторской деятельности целенаправленность будет развиваться в ситуациях, когда ребенку будут заранее заданы требования к желаемому рисунку или конструкции. Длительность работы ребенка над своим произведением может свидетельствовать о развитии целенаправленности. Ребенок к шести годам должен уметь самостоятельно и не отвлекаясь работать над одним рисунком или конструкцией в течение 10 минут.
Исследование проводилось в МДОУд/с№259 г.Ижевска с детьми старшей группы.
Цель исследования – выявить уровень развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Структуру исследования можно представить в виде следующего плана:
- на основании изученной литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе, были выбраны те параметры, по которым будем оценивать уровень развития творческого воображения старших дошкольников;
- для эксперимента отобрали 10 детей старшей группы;
- следующая основная и объемная часть работы – это подборка игр и упражнений для развития творческого воображения старших дошкольников;
- особое значение имеет следующий этап работы – проведение игр и упражнений с детьми.
"Придумай рассказ" .
Цель: проанализировать уровень развития творческого воображения детей старшей группы.
Ход методики.
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.
Оценка результатов.
Таблица 1
Признаки |
0 баллов |
1 балл |
2 балла |
1. Скорость придумывания рассказа |
Ничего не придумал за 1 мин. |
На придумывание ушло от 30сек. до 1 мин. |
Придумал рассказ не более, чем за 1 мин. |
Необычность, оригинальность сюжета рассказа |
Ребенок механически пересказывает то, что когда-то видел или слышал |
Ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя |
Сюжет полностью Придуман самим Ребенком, необычен и оригинален |
Разнообразие образов, используемых в рассказах |
Говорится об одном персонаже(событии, вещи), сочень бедными характеристиками |
Встречаются два-три персонажа(вещи), и все они характеризуются с разных сторон |
Имеются четыре и более персонажа (вещи, события), характеризуемые с разных сторон |
Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе |
Персонажи (события, вещи и т.п.) только называются и никак не характеризуются |
Не только называются, но и еще указываются один или два признака |
Объекты, упомянутые в рассказе характеризуются тремя и более признаками |
Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе |
Рассказ не производит впечатления на слушателя и не сопровождается эмоциями со стороны рассказчика |
У рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели эмоционально слабо реагируют на рассказ |
Рассказ и его передача рассказчиком эмоциональны и выразительны, а слушатель явно заряжается эмоциями |
Другие статьи:
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Психическое развитие ребёнка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее, раскрыть динамику развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и д.р.), совершенствования основных видов деятельности (труд, игра, учение ...
Социально-психологические основы имиджа учителя
Рассмотрение содержания работ, относящихся к психологии познания людьми друг друга, выполненных известными отечественными и зарубежными психологами в последнее время, позволяет четко увидеть определенные тенденции, характеризующие развитие этого направления. ...