Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в последние годы переживает значительное обновление. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной сферы образования, ее особого вклада в становление основ современного, экологически ориентированного мировоззрения школьников.
Программа А.А. Плешакова «Зеленый дом» .
Программа представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью, разработанную для всех классов 3-летней и 4-летней начальной школы.
Программа состоит из двух частей. На первом этапе обучения (I класс школы I – III или I и II классы школы I - IV) дети знакомятся с окружающим миром, включая природу, общество, человека, а основные природоведческие и экологические понятия изучаются в последующих классах (III - IV). Программа построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности. А также, вместе с тем, способностью овладевать определенными теоретическими знаниями. Экологическую направленность программы определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Основные курсы дополнены факультативными.
Структурные программы:
Ознакомление с окружающим миром (основной курс). I – II класс.
Природоведение (основной курс). III, IV класс.
Экология для младших школьников (факультативный курс).
Планета загадок (факультативный курс).
Основные задачи курса «Ознакомление с окружающим миром» - систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природной и социальной среде.
Программа I класса рассчитана на 32 часа. Вопросы, составляющие ее содержание, сгруппированы в блоки: «Что нас окружает», «Дом и школа», «Наш город (село)», «Родная страна». В этих темах учащиеся знакомятся с окружающим их миром: планетой, на которой они живут, водой, воздухом, растениями, животными. Они получает элементарные сведения о значении воды, света, воздуха для жизни. Здесь же начинают формироваться первоначальные экологические и природоохранные представления: значение окружающей природы для жизни, ее загрязнение и необходимость бережного к ней отношения.
Учебный материал II класса логически продолжает изученное в первом классе и сгруппирован в следующих темах: «Природа вокруг нас», «Дом и школа», «Родной край», «Наш страна». По названию тем можно судить, как они близки с материалом первого года обучения. В то же время представления здесь более конкретизированы. На изучение курса отводится 34 часа. Учащиеся знакомятся с отличительными признаками живой и не живой природы, Солнцем, как источником тепла и света на Земле. Систематизируются знания о диких и домашних животных, культурных и дикорастущих растениях. Кроме того, даются представления о растительном и животном мире различных сообществ: луга, леса, водоема. Продолжаются наблюдения за сезонными изменениями в природе. Учащиеся продолжают знакомство с правилами безопасного поведения на улицах города, загородных дорогах, а также в природе. Как и в 1 классе, продолжается природоохранное воспитание учащихся.
Большое внимание уделяется экскурсиям. Их тематика может быть различна, на усмотрение учителя, как, например, экскурсии на водоем, изучение рельефа свое местности, сезонные экскурсии.
Другие статьи:
Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсий как формы
экологического образования младших школьников
Воспитание любви, сознательного, бережного отношения к природе, является главной педагогической задачей. Своей яркостью, многообразием, динамичностью природа воздействует на все чувства ребенка и оставляет в его душе глубокий след на всю жизнь. Она благотворн ...
Подготовка учебного материала по требуемой тематике
В процессе прохождения практики была оказана помощь преподавателю дисциплины в разработке тестовых заданий по теме «Организация труда». Тестовые задания будут применяться на практических и семинарских занятиях с целью контроля уровня знаний студентов и выявле ...