Особое внимание уделяется экскурсиям в природу, во время которых учащиеся наблюдают за явлениями природы, изменениями, происходящими с растениями, поведением животных и т.д. Наблюдения помогают школьникам получить правильное представление о природе, взаимосвязях, существующих в ней, содействуют накоплению знаний о родном крае.
В последующих классах формируются основные природоведческие представления и понятия, согласно образовательному стандарту. При изучении темы «Ориентирование на местности» учащиеся усваивают некоторые способы ориентирования, знакомятся с устройством компаса, на практике учатся находить направление на местности.
В теме «Природа нашего края» продолжается изучение природы своего края. Но если в I – II классах учащиеся знакомятся с природой местности, окружающей школу, то в III – IV классах они изучают природу своего края. Они знакомятся с планом и картой, узнают о форме и размерах Земли, материках и океанах, об особенностях рельефа. Учащиеся знакомятся с основными видами горных пород, полезных ископаемых, почвой и ее свойствами, вопросами охраны недр и рационального природопользования. На доступном уровне они изучают свойства воды, ее круговорот в природе, разнообразие водоемов, знакомятся с проблемами их охраны от загрязнений. Изучение природы идет последовательно от неживой к живой природе. Растительный и животный мир изучается по сообществам. Учащиеся получают представление о ландшафтах своего края, природных зонах Земли, взаимосвязях факторов неживой природы и их влияния на живые организмы, хозяйственной деятельности человека и, в связи с этим, знакомятся с проблемами сохранения животного и растительного мира.
В теме «Организм человека и охрана его здоровья» даются общие представления об органах, их положении в организме человека и выполняемой ими функции. Эти сведения необходимы для того, чтобы помочь учащимся представить организм человека как единое целое. Основное внимание уделено вопросам личной и общественной гигиены и особенно тем мероприятиям, которые могут и должны выполнять сами дети для сохранения и укрепления своего здоровья. Для успешного изучения этой темы учащимся предлагается проводить самонаблюдение. В программе указаны практические работы, которые должны выполнить учащиеся при изучении предмета, а также основные требования к их знаниям и умениям.
Экскурсии для младших школьников.
Для младших школьников рекомендуется разработать экскурсии по естествознанию. Такими могут быть темы экскурсий: «Деревья в нашем парке», «Лес осенью» и т.д. Детей младших классов интересуют объекты, которые вызывают у них конкретную реакцию, - «Какое большое дерево!». Им хочется подойти и потрогать руками. Они мыслят конкретно, поэтому экскурсию можно построить на методическом приеме сравнений. Внимание детей в этом возрасте неустойчиво, они быстро утомляются от однообразного вида деятельности, не умеют сосредоточиться и работать коллективно. Задача учителя - создать обстановку, располагающую к размышлению и анализу.
На активизацию мыслительной деятельности направлена постановка вопросов перед ребятами. Умело поставленный вопрос заставит школьника мыслить и вызовет стремление найти ответ. Эти вопросы должны увлечь ребят, натолкнуть на размышление, испытать радостное чувство познания.
Подводя итог экскурсии, закрепляя ее в сознании детей, учитель должен дать возможность каждому желающему высказаться, поощряя высказывания и мнения ребят.
Другие статьи:
Комплекс игр и упражнений по развитию творческого воображения с детьми старшего
дошкольного возраста
Основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми дошкольного возраста составляют творческие сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие творческого воображения. Занятия построены в до ...
Система повышения квалификации работников образования: к истории вопроса
Сложившаяся система повышения квалификации - это результат и в известном смысле итог исторического развития системы образования в России. В целях более глубокого понимания проблемы становления системы повышения квалификации остановимся на историческом аспекте ...