В семейной терапии считается, что существуют два типа семьи и культуры: «функциональный» и «нефункциональный». Отсюда можно заключить, что, чем более функциональной и здоровой является семья и ее культура, тем более функциональными и здоровыми будут приносимые ею плоды в воспитании и формировании лидера.
Таким образом, изучение опыта семейного воспитания в российской народной педагогике показывает, что воспитание детей было основано на примере родителей, которые передавали свои знания от поколения к поколению, сохраняя и передавая при этом традиции, обычаи, обряды своего народа. Тем самым они бережно сохраняли и прививали детям национальную культуру.
Происходящие в последние десятилетия изменения социальной структуры российского общества сказываются на социальных связях людей, на их духовном облике, на их запросах. Стремительная урбанизация, новые информационные технологии, миграция и другие процессы, связанные с научно-технической революцией, оказывают влияние на формирование новых традиций. По мнению Э. Эриксона, эти новации способствуют появлению огромного количества не успевающих за ними и поэтому пассивных взрослых и детей, уже давно не стремящихся к чему-либо, а тем более – к лидерству. В то же время следует отметить, что сегодня в городе и на селе возрастает интерес к различным праздникам, особенно к праздникам с традиционными игровыми обрядовыми элементами. Они обязаны вернуть к себе функции воспитания на народных традициях деятельного поколения молодых людей, призванного пробудить в России и Дагестане национальные традиции и возродить величие российского общества. Значительная роль в этой ответственной работе возлагается на лидеров.
В наше сложное время о подрастающем поколении часто говорят как о поколении, потерянном для общества. Отчасти с этим можно согласиться, так как в период общественных потрясений дети оказались как бы за бортом общества без веры в будущее, без идеалов. Изменить обстановку сейчас можно только путем соединения усилий семьи и школы, всех остальных социальных и культурных институтов в целях воспитания будущего поколения и особенно – лидеров.
Психолого-педагогическая подготовленность родителей связана с их отношением к воспитанию детей и с их практической деятельностью в этом направлении. Она делится на конструктивную, организаторскую и коммуникативную. Конструктивная психолого-педагогическая подготовленность включает в себя определение цели воспитания, выбор его методов и форм, составление ближнего и перспективного плана собственной деятельности по воспитанию. Организаторская – реализует конструктивную на практике и состоит из организации жизни и занятий детей (режим, труд, спорт), своей собственной деятельности и совместного отдыха. Коммуникативная психолого-педагогическая подготовленность проявляется в установлении оптимальных отношений между членами семьи и окружающими людьми. Взаимодействие всех видов психолого-педагогической деятельности обусловливает педагогическое мастерство, которым должен владеть каждый родитель, и способствует воспитанию у детей личностных качеств лидера.
О состоянии данного вопроса в современной практике свидетельствует изучение родительской аудитории средней школы №8 г. Кизилюрта (см. Приложение 1), психолого-педагогическая культура родителей может и должна активно развиваться путем психолого-педагогического просвещения, путем организации самообразования родителей в процессе гуманизации отношений семьи и школы.
Психолого-педагогическая подготовка родителей к воспитанию детей, распространение эффективных форм и методов воспитания, предъявление повышенных требований к родителям занимают ведущее место в педагогическом руководстве семейным воспитанием и в наши дни.
Педагогическая пропаганда поможет избежать многие семейные конфликты, преодолеть трудности в воспитании детей. Она осуществляется через семинарские занятия по педагогике и психологии детского возраста и этике семейных отношений, родительские собрания, конференции по обмену опытом семейного воспитания.
Стимулируя самовоспитание и самообразование родителей, школьный учитель ставит перед собой следующие задачи:
– определить уровень педагогических и психологических знаний
Другие статьи:
Язеп Руцкий
Язеп Руцкий крещен в православии, образование получил в Виленской кальвинистской школе, где изучал латинский, греческий, иврит, посещал диспуты представителей разных концессий, слушал проповеди Симона Будного, Василия Тяпинского, Андрея Волана (1530–1610), ид ...
Методические рекомендации по реализации речевых возможностей
первоклассников на уроках русского языка
Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной, творческой интерпретации, в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными ...