Опыт воспитания у старшеклассников качеств современного лидера

Страница 2

Все виды работ, проводимых подростками в условиях самоуправления, самостоятельности и самодеятельности, носили общественно-полезный характер. В них создавались все условия для воспитания и проявления подростками лидерских качеств, воспитанных на примерах взаимодействия взрослых-лидеров и лидеров-одноклассников. Сравнительные итоги анкетирования показали, что к завершению формирующего эксперимента значительное количество учащихся экспериментальной группы по всем шести критериям выработало у себя лидерские качества, которые у них либо отсутствовали вовсе, либо были выражены слабо. Число подростков с высоким уровнем повысилось более чем в два раза, а с низким – в 2 раза понизилось, при этом количество подростков со средним уровнем лидерства увеличилось почти в 1,5 раза. В контрольной группе произошли также естественные изменения в сторону улучшения, но в абсолютно незначимом диапазоне. Результаты доказывают, что рост лидерских качеств в экспериментальной группе явился результатом специально созданных родителями и педагогами условий, в ходе реализации предложенных методик.

В результате проведенной профилактической работы изменился тип отношений между педагогами и учащимися (см. рис. 7):

– количество отношений типа « «активно-положительное» увеличилось с 15,3% (на этапе констатации) до 42,6%;

– количество отношений типа «пассивно-положительное» увеличилось с 18,2% (на этапе констатации) до 34,6%;

– количество отношений типа «неустойчивое» уменьшилось с 32,6% (на этапе констатации) до 10%;

– количество отношений типа «активно-отрицательное» уменьшилось с 24,6% (на этапе констатации) до 8,8%;

– количество отношений типа «пассивно-отрицательное» уменьшилось с 9,3% (на этапе констатации) до 4%.

Рис. 7. Показатели изменения отношения педагогов к учащимся

На основании проведенной опытно-экспериментальной работы нами были сформулированы Рекомендации для родителей и педагогов.

Педагогические рекомендации родителям

1. Родителям всегда надо помнить, что за их словами и поступками постоянно наблюдают дети.

2. К воспитанию детей родители должны готовиться заранее и продолжать работу в течение всего периода, пока дети находятся под их опекой.

3. К моменту начала воспитания детей родители должны овладеть основами педагогики, социологии, психологии и физиологии.

4. Родителям необходимо заниматься своим педагогическим просвещением, творчески использовать опыт учителей, совместно с которыми должно происходить воспитание их ребенка.

5. Родителям следует активно участвовать во всех имеющихся средствах педагогической пропаганды (родительские собрания, школьные родительские конференции, печать, телевидение) для повышения своей психолого-педагогической культуры.

6. Родители должны стараться принимать активное участие в проведении всех воспитательных мероприятий класса и школы.

7. Родители должны научить подростков адекватно оценивать свои способности и действия на примерах героев художественной литературы (напр., А. Гайдар «Тимур и его команда», А. Макаренко «Педагогическая поэма», «Повелитель мух» У. Голдинга, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина и др.).

Педагогические рекомендации педагогам

1. В течение учебного года учителю необходимо использовать методику психологической характеристики коллектива (ПХК) с целью определения динамики межличностных отношений в классе и уровня сформированности коллектива. Это необходимо ему для своевременной корректировки методов воздействия при планировании целенаправленной воспитательной работы в группе.

2. При взаимодействии оказывать социально-психологическую поддержку подросткам, создавать условия для их комфортного общения и проявления у них положительных эмоций, формирующих добрые отношения детей друг к другу.

3. Учитель должен взять за практику проведение коррекционных психолого-педагогических игр, стимулирующих подростков к совместной полезно-значимой деятельности.

4. Учитель, обязан посредством проективной деятельности способствовать становлению самостоятельности подростка в суждениях, поступках и обретении умения выбирать и принимать решения, брать на себя ответственность за действия, совершаемые в коллективе.

5. Педагогам необходимо учитывать то, что эффективность воспитания лидера зависит от:

– степени интеграции педагогических условий;

– субъективных и объективных способов воздействия (учета возрастных, индивидуально-психологических особенностей личности подростка);

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Сопровождение как основная стратегия деятельности педагога-психолога
Сейчас получило широкое распространение понятие о сопровождении как о различных технологиях оказания специализированной помощи ребенку в условиях регулярного образования, технологиях взаимодействия психолога с другими специалистами образования, психологическо ...

Специфика группового способа обучения
Современная педагогическая наука отличает общие и конкретные формы организации процесса обучения. Общие формы, к которым принадлежат индивидуальная, парная, групповая, коллективная, не зависят от конкретных педагогических задач и определяются структурой общен ...

Разделы