Опыт воспитания у старшеклассников качеств современного лидера

Страница 3

– организационно-педагогического обеспечения деятельности, включающего: рефлексивную диагностику, игровое моделирование, проективную деятельность, коррекционные методики, конструирование и моделирование коллективно-творческих дел;

– самостоятельно организованной полезно-значимой жизнедеятельности детского коллектива.

6. Учитель должен приобщать родителей к участию классных и школьных мероприятий учебно-воспитательного характера.

7. Для выработки навыков самовоспитания учитель должен проводить соответствующие мероприятия типа игр, развивающих занятий, конкурсов.

На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы и опыта работы в школах и в летних лагерях отдыха нами были определены пути взаимодействия педагогов и родителей в целях воспитания у подростков лидерских качеств, а также пути повышения педагогического потенциала системы семья-школа для повышения эффективности процессов их деятельности.

Материалы, полученные в ходе проведенной опытно-экспериментальной работы, а также в ходе совместной деятельности родителей, подростков и педагогов дают основания для следующих выводов:

1. Проведенное исследование подтверждает выдвинутую нами гипотезу

о том, что влияние семьи и школы на воспитание у детей личностных качеств лидера становится эффективным при условии:

– создания социально-образовательного пространства взаимодействия семьи и школы;

– сочетания коллективно-групповых форм работы педагогов с родителями в целях повышения психолого-педагогической культуры последних;

– совершенствования условий для активного включения самих подростков в процесс самовоспитания, самооценки, саморазвития.

2. Анализ научных источников показал, что все теории лидерства характеризуются синтетическим подходом к проблеме.

3. Воспитание лидера зависит от физиологического, психологического, социально-экономического и политического факторов, а также от взаимодействия заинтересованных структур государственной власти, общественности, семьи и школы, от внутрисемейных отношений и отношений внутришкольного коллектива (при этом присутствие лидера-взрослого в таком коллективе является обязательным).

4. В условиях самоуправления в коллективе создаётся эмоционально-положительный микроклимат, способствующий становлению уверенной в себе, самостоятельной коллективистской личности, значимой для группы. Обретенный опыт участников при их взаимодействии (в тандеме «родитель-подросток», «педагог-подросток», «родитель-педагог») в совместных творческих играх раскрывает потенциал творческих, организаторских и личностных возможностей всех участников, активизируя также позицию каждого члена группы, стремящегося к лидерству.

6. В условиях самоуправления проявляется самостоятельность, побуждающая личность к саморегуляции отношений с другими, к самопознанию и самоопределению. Доказательством этих проявлений становятся: добросовестное отношение к поручениям, сложившиеся доверительные отношения в группе, проявление интереса к деятельности вообще.

7. В модели воспитания лидера, предложенной нами, прослеживается система становления лидеров разного типа, а именно:

а) эмоционального лидера, работающего на создание положительного микроклимата в условиях самоуправления;

б) ситуативно-процессуального лидера, работающего в процессе обсуждения проблемы на позитивное решение в условиях самостоятельности;

в) продуктивного лидера, работающего на содержание и конечный результат при условии полной самостоятельной деятельности.

10. На основе предложенной модели разработаны Рекомендации родителям и педагогам, направленные на воспитание у подростков лидерских качеств.

Таким образом, воспитание у подростков качеств современного лидера будет наиболее эффективным при создании определенных психолого-педагогических условий, таких как:

1. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса:

– высокая теоретическая и практическая подготовка родителей и педагогов в вопросах психолого-педагогической культуры;

– определение и соблюдение принципов и норм, принятых в коллективе;

– определение уровня и характера включенности родителей в деятельность школы в сфере воспитания у подростков личностных качеств лидера.

2. Соблюдение в организации условий воспитания лидерских качеств следующих принципов:

– принципа ценностно-личностного развития взрослого и ребенка;

– принципа природосообразности воспитания;

– принципа включенности подростка в социальные отношения;

– принципа взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Классификация методов обучения
Современная дидактика пока не имеет единой общепризнанной классификации методов. Чаще всего прибегают к классификации методов по источникам знаний, согласно которой все методы обучения делятся на наглядные (демонстрация, иллюстрация, экскурсии), словесные (жи ...

Тренинг «Развитие сплоченности школьного коллектива»
Программа тренинга была разработана специально для учащихся 4-х классов. Так как именно в этих классах педагоги отмечают наиболее конфликтные отношения между детьми, и намечается определенный «кризис сплоченности». Это соответствует возрастным особенностям кл ...

Разделы