Американские педагоги и родители голосуют за альтернативное образование, в котором отсутствуют рутина и стандартизация, а на первое место выходит внедрение педагогических новаций, которые ориентированы на самореализацию активной, творческой личности и на сотрудничество с другими людьми.
Альтернативное образование в Америке началось с середины 80-х годов. В это время началась школьная реформа «за возврат к базовым дисциплинам». В школе появились методы и средства обучения, которые характерны для высших областей научного знания. Проявилось это в усложненности программ, увеличении количества уроков, уровень теоретической части обучения стал завышенным, увеличилось число контрольных работ и домашних заданий, также ужесточили дисциплины. Обучение в начальной школе стало характерно для средней школы и колледжей. Это вызвало негодование многих родителей и психологов. Они стали замечать, что дети устают от школы, не желают учиться, теряют силы и веру в себя. Вот тогда и стали создаваться школы альтернативного образования.
Цель таких школ заключается в том, чтобы развивать новую, более свободную форму образования в отличие от образования в обычной школе. В альтернативной школе поощряется самостоятельность и независимость детей и педагогов. Главной особенностью альтернативных школ является гуманные отношения между учителями и детьми, отношения между учащимися, а также развитие творческих способностей каждого ученика и его индивидуальности.
В начальных классах альтернативной школы ученики за 4-6 лет получают в целом одинаковое начальное образование. Кроме основных предметов, которые обязательны для изучения, в программу включают дисциплины, которые изучают в средней школе: география, история, естественные и точные науки, иностранные языки и т.д. А в некоторых классах проводится обучение по интересам и склонностям, которое достигает своего пика в альтернативной средней школе.
Содержание обучения схоже с учебными дисциплинами, которые изучаются в стандартной системе, а вот подход к учебному процессу в альтернативной школе отличается. Альтернативное образование направлено на развитие познавательной активности ребенка, на удовлетворение потребностей учеников в получении знаний, которые необходимы им в повседневной жизни. Цель альтернативного образования – предоставить учащимся дополнительные возможности для самореализации в жизни, получение навыков социального общения, овладение знаниями без затраты лишнего времени на заучивание лишнего материала.
В альтернативной школе обучение проходит по двум принципам:
- учеба для ребенка – игра в творчество;
- учеба должна доставлять радость открытия.
Педагоги альтернативной школы делают все для того, чтобы пребывание в школе приносило ребенку удовольствие, яркие впечатления, стимулировало творческую активность ребенка. Только тогда у детей появляется чувство уверенности в себе, закладывается положительное отношение к учебе.
Для того, чтобы одаренность каждого ребенка развивалась и совершенствовалась, вводятся занятия лепки, скульптуры, художественного вязания и плетения, игры на фортепиано, сочинение рассказов, актерства и др. Весь учебный процесс строится на эмпирической подаче материала, дети усваивают знания с помощью собственного опыта. Чаще всего обучение проводится в форме бесед, дискуссий, практических занятий, развивающихся игр; домашнее задание готовится с акцентом на индивидуальное творчество. В альтернативных школах большое внимание уделяется на создание доброжелательной атмосферы во время проведения урока, широко используются парные и групповые формы обучения.
Давайте посмотрим, как проходит урок в начальных классах альтернативной школы.
В 8.25 часов ученики приходят в школу и совместно с учителем составляют план на весь день. Педагог делает записи на доске:
- имя каждого присутствующего на уроке ученика;
- название предмета, который будет изучаться в этот день.
Из 15 предметов дети сами выбирают второй предмет, который будут изучать в этот день. На первом уроке, который является общим для всех, ученики заполняют «ежедневный журнал» . Его ведут все дети, даже те, кто еще не умеет писать и читать. Так учитель применяет метод, который позволяет постепенно обучить письму всех с учетом индивидуальных способностей ребенка (его темперамента, уровня развития). Сначала дети рисуют картинки, а учитель записывает комментарии к ним. Потом рисунки сочетаются с написанным текстом, который составляется каждым ребенком с помощью учителя. Сделанные рисунки и записанный текст ведутся на отдельных листах, в конце года они сшиваются вместе для того, чтобы наглядно посмотреть путь овладения ребенком письмом и грамоте. Дети гордятся подобным авторством, поэтому в дальнейшем они стремятся к самостоятельной деятельности в любом виде.
Другие статьи:
Быт воспитательной организации интернатного типа
Быт- сфера вне производственно-экономической и социальной жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением потребностей людей в пище, одежде, жилище, связанную с освоением духовных благ, культуры, с общением, отдыхом, развлечениями. В широком смысл ...
Роль психолога в гуманизации целостного педагогического процесса
Психологу более чем другим членам педколлектива свойственна роль защитника. Защитить ребенка от “педалирования” его возможностей и способностей от неразумной перегрузки его ума, памяти, чувств и эмоций, от чрезмерных притязаний родителей и смещенной каузально ...