В ряду задач реформирования российского образования одно из приоритетных, ключевых мест занимала и занимает проблема комплексной перестройки образовательной сферы. Перестройка системы образования обусловила необходимость систематического повышения качества профессионального труда педагогов, детерминировала поиск новых способов и средств совершенствования деятельности методических служб разного уровня функционирования и управления. Ранее сложившуюся структуру методических служб необходимо привести в соответствие с потребностями времени, преодолеть ее неэффективность, придать ей гибкий, динамичный характер и, что самое главное, выработать способность адекватного реагирования на актуальные и перспективные потребности образовательной практики.
Многолетний опыт функционирования методических служб показал, что эти структуры в системе образования были эффективны лишь при решении повторяющихся, неизменных в течение длительного времени задач.
Современная ситуация в образовании требует целенаправленной ориентации методических служб на спрос, как со стороны образовательных учреждений в целом, так и на спрос личности каждого учителя. В свою очередь это предполагает повышение общей и профессиональной культуры работников методических служб, создание условий, обеспечивающих: соответствие методической работы запросам и потребностям педагогов и руководителей учреждений образования; разработку новых структурно-функциональных моделей методических служб, способных решать задачи непрерывного совершенствования форм, методов и направлений методической деятельности; личностно-ориентированный, дифференцированный подход к организации образовательного процесса на всех ступенях его осуществления.
Проблема организации деятельности методических служб под разным углом зрения рассматривалась в диссертационных исследованиях Н.А. Абишева, А.М. Воронина, Ю.А. Долженко, Л.И. Дудиной, И.В. Жуковоского, Н.К. Зотовой, А.Г. Зырянова, Е.Н. Липчинской, И.Ф. Михневой, В.Б. Новичкова, Т.Х. Оганесова, Т.К. Родионовой, Ю.М. Тулищева, О.Г. Хомерики и др. На уровне образовательных учреждений методическая деятельность представлена в публикациях Л.М. Биксер, Г.И. Горской, В.М. Лизинского, Р.Г. Чураковой, А.М. Моисеева, М.М. Поташника, П.В. Худоминского и др. В работах Н.А. Вороновой, Т.И. Диденко, О.Ю. Заславской, И.Р. Лазаренко, Н.В. Луковкиной, Т.М. Мамоновой, О.В. Токмаковой и др. обобщен опыт консалтинговой деятельности методической службы. Модели управления методической работой описаны в трудах М.В. Артюхова, Л.П. Ильенко, Н.Я. Лукиной, Н.В. Немовой, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др. Деятельность педагога-методиста исследовалась В.А. Беляевой, Р.И. Будниковой, В.С. Калитой, А.А. Петренко, С.Э. Карклиной, В.А. Сластениным и др. Наконец, организация методической службы учреждений дополнительного общего и профессионального образования рассматривалась в работах Л.Н. Буйловой, С.В. Кочневой, О.З. Кузнецовой, С.Т. Кульневич, Э.М. Никитиным, А.Д. Цедринским и др.
Вместе с тем, до сих пор неисследованными или слабо исследованными остаются вопросы функционирования методической службы как компонента региональной системы повышения квалификации работников образования. Не до конца изучены проблемы деятельности региональных методических служб. Вне поля зрения ученых остаются условия, обеспечивающие эффективность функционирования методической службы на уровне муниципалитета и системы повышения квалификации. Не разработаны критерии оценивания эффективности функционирования методической службы.
Анализ состояния проблемы позволяет также зафиксировать объективно существующие противоречия, сложившиеся к настоящему времени:
между возросшими требованиями и сложностью задач, стоящих перед методическими службами, и их реальным состоянием;
между необходимостью развития инициативы, самостоятельности и творчества участников методической деятельности и существующими методами управления методической работой в полном функциональном цикле;
между постоянно растущими требованиями к педагогам-методистам и недостаточно высоким уровнем их профессионального мастерства;
между требованиями по-новому осуществлять формы и направления методической деятельности и отсутствием готовности специалистов методических служб к этому процессу и др.
Осознание и научный анализ этих и других противоречий создает необходимые предпосылки для их разрешения, определяет содержание и направление поисков, а также конкретные меры перестройки деятельности методической службы как компонента региональной системы образования.
Выявленные противоречия позволили нам определить проблему исследования: каковы организационные и педагогические условия, обеспечивающие эффективность функционирования методической службы в системе повышения квалификации педагогических кадров?
Поиск ответа на поставленный вопрос составил цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс функционирования методической службы региональной системы повышения квалификации педагогических кадров.
Предмет исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование методической службы региональной системы повышения квалификации работников образования.
Гипотеза исследования. Эффективное функционирование методической службы региональной системы повышения квалификации работников образования возможно, если:
деятельность методической службы опирается на принцип демократизма при максимальном учете социальных и профессиональных потребностей учителей и современных тенденций развития образовательной практики;
определен полный состав функций методической службы от раскрытия ее целей, содержания, методов и форм работы на основе прогнозирования конечных результатов;
выбор модели функционирования методической службы адекватен интересам субъектов образовательного процесса и обеспечивает переход учителя к педагогическому творчеству и формированию «Я-концепции» в системе непрерывного последипломного образования;
определен и обоснован комплекс организационных и педагогических условий, обеспечивающих эффективность функционирования методической службы.
Задачи исследования.
Рассмотреть основные исторические этапы становления и развития отечественной системы повышения квалификации работников образования и методической службы как компонента этой системы.
Выделить структурные и функциональные особенности методической службы как компонента региональной системы повышения квалификации педагогических кадров.
Исследовать и обосновать основные проблемы функционирования методической службы региона.
Теоретически обосновать выбор модели методической службы для системы повышения квалификации работников образования как главное условие успешного ее функционирования.
Определить и содержательно охарактеризовать комплекс дополнительных условий повышения эффективности функционирования методической службы в структуре региональной системы повышения квалификации работников образования, экспериментально доказать их результативность.
Методологической основой исследования явились: общефилософские принципы - объективности, детерминизма, развития, взаимодействия, важнейшие положения философской и педагогической антропологии о личности и ее развитии. Нормативную методологию исследования составили: теория познания и системный подход в рассмотрении педагогических явлений (Ю.К. Бабанский, Ф. Бэкон, Г. Гегель, В.С. Ильин, И. Кант, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Б. Спиноза и др.); основные положения гуманистической философии, психологии и педагогики (Д. Дьюи, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.); идеи личностно ориентированной педагогики (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская и др.); культурологические концепции развития личности в процессе непрерывного образования (М.М. Бахтин. А.А. Белик, Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, Л.П. Буева, С.И. Гессен, В.И. Горовая, Э.И. Кассирер, В.А. Конев, В.М. Межуев и др.).
Теоретической основой исследования выступили: ведущие психолого-педагогические теории и концепции развития личности (А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, Б.Ф. Ломов, А. Маслоу, В.Н. Мерлин, В.Н. Мясищев, К. Роджерс, и др.); теория деятельности и деятельностного подхода в обучении (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков); теория индивидуально-типологических различий и педагогических способностей (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, О.А. Ахвердова, И.В. Боев, В.П. Зинченко, А.Ф. Лазурский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и др.); теория профессионального обучения (В.И. Горовая, И.А. Зимняя, А.А. Кирсанов, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.); исследования проблем образования взрослых (С.Г. Вершловский, М.Т. Громкова, Ю.А. Долженко, Е.С. Заир-Бек, В.Н. Козиев, Ю.Н. Кулюткин, Э.М. Никитин, А.А. Реан и др.).
Для достижения цели и реализации задач исследования использовались следующие методы:
теоретические - теоретический анализ литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое моделирование;
эмпирические - опросно-диагностические (анкетирование, беседа, опрос); обсервационные (педагогическое наблюдение - прямое, косвенное); праксиметрические (анализ продуктов деятельности); эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
В исследовании реализованы методы математической статистики, адаптированные к задачам исследования.
Экспериментальная база исследования. Основная исследовательская работа осуществлялась на базе Ставропольского государственного университета, краевых экспериментальных площадок 9 районов и 7 городов Ставропольского края, Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования; городской муниципальной службы г. Невинномысска.
Эмпирическую базу исследования составили: материалы опросов, анкетирования и интервьюирования 1200 учителей и руководителей общеобразовательных школ и педагогов-методистов; личный опыт работы соискателя в качестве руководителя муниципальной методической службы г. Невинномысска; опыт работы на курсах повышения квалификации учителей и переподготовки руководящих кадров системы образования края; опыт работы методических служб региона и муниципалитетов.
Личное участие соискателя в получении результатов исследования состоит в теоретической и практической разработке региональной программы развития педагогического образования на послевузовском этапе, непосредственном осуществлении работы в качестве методиста муниципальной методической службы, руководителя курсов повышения квалификации учителей (г. Невинномысск), преподавателя общеобразовательной школы и вуза.
Этапы исследования. В соответствии с выдвинутой гипотезой и задачами исследования работа проводилась в три этапа:
- поисково-теоретический (2000-2001 гг.) - изучение научной литературы; анализ и оценка современного состояния проблемы; определение цели и задач исследования; формулирование гипотезы исследования; разработка методики констатирующего эксперимента и его проведение;
- опытно-экспериментальный (2002-2004 гг.) - проведение формирующего эксперимента; анализ эффективности опытно-экспериментальной работы; подготовка и публикация научно-методических рекомендаций; разработка методики итоговых «срезов»;
- обобщающий (2005 г.) - анализ, систематизация и обобщение результатов исследования; публикация материалов; оформление рукописи диссертации.
Научная новизна исследования:
научно обоснована и апробирована организационно-функциональная модель методической службы региональной системы повышения квалификации работников образования как сетевое взаимодействие всех субъектов ее деятельности;
в содержательном плане разработана система функций методической работы с педагогами в региональной системе повышения квалификации по следующим аспектам деятельности: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, рефлексивная;
- выявлены условия повышения эффективности функционирования методической службы в структуре региональной системы повышения квалификации работников образования (выбор сетевой модели взаимодействия, проектирование методической работы, совершенствование профессиональной компетентности методистов, изменение содержания и внедрение новых форм работы с педагогическими кадрами, направленность методической работы на развитие каждого педагога));
- предложены критерии оценки эффективности функционирования методической службы как системы показателей, позволяющих проводить экспертизу на муниципальном и учрежденческом уровнях.
Теоретическая значимость исследования:
обоснована необходимость переосмысления деятельности методических служб региональной системы повышения квалификации работников образования с учетом новых реалий и тенденций развития образовательной практики;
- выделены и теоретически обоснованы основные направления и функции методической службы региональной системы повышения квалификации работников образования;
- предложена новая сетевая модель функционирования методической службы в структуре последипломного педагогического образования;
- определены и охарактеризованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность функционирования методической службы в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Практическая значимость исследования. Разработанные научно-методические рекомендации могут быть использованы в массовой практике методических служб различных иерархических уровней. Результаты исследования создают необходимые предпосылки для научно-методического обеспечения профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: надежностью методологических и теоретических оснований, разнообразием методов исследования, длительностью проведения опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью экспериментальных данных.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Историческая обусловленность и характер деятельности методической службы сферы образования позволяет рассматривать ее как социально- педагогическую систему, представленную в настоящее время различными моделями. Каждая из них призвана осуществлять свою деятельность в рамках следующих направлений: информационно-аналитическая работа, связанная с изучением образовательных потребностей педагогических работников; организационно-методическая помощь учителю и руководителям образовательных учреждений по внедрению современных достижений психолого-педагогической науки и практики; консультативно-методическая работа по совершенствованию профессиональной компетентности организаторов учебно-воспитательного процесса в школе.
2. Одним из основных условий повышения эффективности функционирования методической службы является структурно-функциональная организация. На муниципальном уровне более всего целесообразна сетевая организация методической работы, которая может рассматриваться как среда, в которой любое образовательное учреждение или педагог могут взаимодействовать с любым образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы: обмен идеями, создание нового интеллектуального продукта и т. п. В сетевом взаимодействии руководящую роль играет интерес, который проявляется как устойчивое внимание личности к предмету удовлетворения своих профессиональных потребностей.
3. Теоретический обоснованный выбор модели методической службы для системы повышения квалификации работников образования предполагает выделение основных задач (определение актуальных профессиональных потребностей педагогов; «взращивание» новых профессиональных потребностей, находящихся в зоне развития педагога или тех, что будут востребованы практикой завтра; обеспечение условий для включения учителя в творческий поиск по осознанному преобразованию собственной практики) и установление дополнительных условий успешного функционирования: проектирование методической деятельности (тактическое и стратегическое); непрерывное совершенствование профессиональной компетентности педагога-методиста; изменение осваиваемого содержания и внедрение новых форм работы с педагогическими кадрами; направленность методической работы на развитие каждого учителя. Реализация этих условий связана с определением: основных характеристик и содержания проектировочной деятельности методиста; содержания деятельности по совершенствованию профессионализма работников методических служб; основных видов и форм курсовой и межкурсовой подготовки специалистов системы образования; траектории профессионально-личностного развития педагогов.
4. Система критериев и показателей эффективности методической службы любого уровня функционирования должна носить комплексный характер и включать в себя оценки: уровня проработанности концептуальных оснований; личностной ориентированности системы; целостности, динамичности и гибкости структуры; профессионализма кадров; уровня организационной культуры и др. Данные критерии и показатели позволяют установить, достигла методическая служба статуса сервисного обслуживания.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты научной, научно-методической и опытно-экспериментальной работы докладывались и обсуждались на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях, посвященных проблемам совершенствования деятельности методических служб в системе повышения квалификации работников образования (Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическая наука и практика - региону», Ставрополь, 2003 г.; Межрегиональная научно-практическая конференция «Современность и духовно-нравственное развитие личности, Ставрополь, 2003 г.).
Ведущая идея исследования представлена в научно-методическом сборнике «Духовный мир человека», Ставрополь, 2005 г.
Результаты диссертационного исследования изложены в 5 публикациях автора.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, включающего 200 наименований. Диссертация содержит 18 рисунков и 19 таблиц. Общий объем рукописи 186 страниц.
Другие статьи:
Проблема нравственного воспитания в Казахстане
В условиях глобализации современной цивилизации и развития электронных технологий важнейшим фактором мирового влияния становится культура, которая рассматривается сверхдержавами в качестве важнейшего механизма включения тех или иных регионов в сферу своего вл ...
Особенности педагогической деятельности в начальной школе в Германии
Обучение в школах Германии начинается с шестилетнего возраста, которое обязательно для всех детей. В начале года (январе-феврале месяце) с детьми, которые пойдут в первый класс, проводится собеседование, во время которого выясняется готовность ребенка к школе ...