Таким образом, каждый выстраивает трудовую деятельность в соответствии со своими потребностями. Но одни и те же потребности людей могут проявляться по-разному, и это зависит от многих факторов.
Обратимся к понятию «функции». В словарном значении функции -важнейшие, типовые постоянно повторяющиеся задачи. Функциями методической службы можно считать совокупность действий, позволяющих успешно достигать как общих целей, так и решения педагогических задач, стоящих перед педагогическими работниками в определенный период времени. Функции методической службы связаны с формированием, развитием и совершенствованием профессиональных и личностных качеств педагогов.
Исследуя зависимость функций от целей и задач методической деятельности, В.М. Лизинский выделил следующие функции, которые методическая служба должна выполнять совместно со школой и по запросу школы:
обеспечение педагогов профессиональной информацией;
поддержка экспериментальной работы педагогов в школе;
диагностика и анализ учебно-воспитательного процесса;
помощь в подготовке школы к аттестации;
организация индивидуального консультирования и профессиональной
поддержки педагогов;
поддержка в организации методической и научно-исследовательской работы школы;
организация повышения квалификации педагогов;
помощь в проведении профессиональных конкурсов;
помощь в повышении качества и управлении образовательным процессом;
выявление, поддержка и распространение передового управленческого и педагогического опыта;
помощь в организации и проведении семинаров, конференций;
отбор и тиражирование педагогических материалов;
помощь в разработке и проведении экспертизы инновационных программ, методик, учебных планов, учебно-методических комплексов;
помощь в проведении учебных и воспитательных мероприятий. Содержание деятельности методической службы - это содержание
процесса прогрессивных изменений свойств, качеств, знаний, умений учителя посредством методической работы. В структуре содержания методической работы отражается структура профессиональной компетентности. В качестве основной детерминанты содержания методической работы и развития профессиональной компетентности выступает профессионально-педагогическая деятельность учителя. Основными компонентами содержания методической и научно-методической работы педагога выступают знания (специальные, методологические, методические, педагогические, психологические, валеологические и др.) и умения (гностические, проективно-конструктивные, организаторские, коммуникативные, исследовательские). Их реализация связана с организацией теоретической, практической и контрольно-оценочной деятельности учителя.
Следует отметить, что содержание методической работы - это и то, что предъявляется педагогу, и то, что усваивается им в скрытом виде через формы программируемых видов деятельности.
Содержание методической работы учителя может формироваться по-разному. Л.П. Ильенко, например, рекомендует осуществлять этот процесс на основе следующих источников:
1) законов РФ, нормативных актов соответствующих ведомств, определяющих цели и задачи всей методической работы в системе образования;
2) концепции развития школы на ближайшую перспективу стандартов и базисного учебного плана, авторских альтернативных программ, учебников и учебных пособий, позволяющих расширить, обновить традиционное содержание методической службы;
новых психолого-педагогических, психолого-физиологических и методических исследований, повышающих научный уровень методической службы;
инноваций, по-новому раскрывающих содержание методической работы;
Другие статьи:
Система повышения квалификации работников образования: к истории вопроса
Сложившаяся система повышения квалификации - это результат и в известном смысле итог исторического развития системы образования в России. В целях более глубокого понимания проблемы становления системы повышения квалификации остановимся на историческом аспекте ...
Особенности понятий нормы и нарушений речи
Важным в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы ре ...