Что повлияло на Ваш профессиональный рост?
На решении каких проблем с педагогическими кадрами следует сосредоточить усилия методической службе?
В анкетировании приняли участие 627 педагогов. От респондентов были получены разные ответы.
Так, ответы по первому вопросу распределились следующим образом:
аттестация - 32%;
обучающие семинары, проводимые ИМДК на базе города - 19,6%;
победы учеников - 27%;
открытые уроки - 23%.
Отдельными респондентами были даны следующие ответы:
выпуск 11 класса - 7%;
награждение отраслевыми наградами - 5%;
назначение на новую должность 2%.
Анализ ответов учителей на второй вопрос выявил, что на их профессиональный рост повлияли разные факторы:
семинар под руководством действительного члена Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора М.М. Поташника - 60,7%;
семинар под руководством директора открытого института «Развивающее образование», кандидата педагогических наук А.Б. Воронцова -59,5%;
фестиваль педагогических идей «Талант» - 41,7%;
конкурс профессионального мастерства «Учитель года» - 43%;
участие в конференции «Одаренные дети» - 343%.
Что касается вопроса о педагогических проблемах, на которых следует сосредоточить внимание методической службе города, то в ответах респондентов были обозначены следующие из них:
внедрение в учебный процесс информационных технологий;
совершенствование системы изучения и пропаганды передового педагогического опыта;
внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Выявление мнений учителей об эффективности методической работы в образовательных учреждениях и на муниципальном уровне также осуществлялось методом анкетирования. Анкета включала в себя пять вопросов, на которые получены разнообразные варианты ответов.
Рис. 2
Так, на рис. 2. представлены данные о результатах анкетирования педагогов по вопросу: «Удовлетворены ли Вы своей профессиональной подготовкой?».
На вопрос анкеты «Каким формам повышения квалификации Вы отдаете предпочтение?» учителя из предложенного им перечня выбрали 5, из них:
самообразование (1);
семинарские занятия (2);
участие в творческих группах (3);
участие в работе городских методических объединений (4);
участие в работе методических объединений (5).
Сводные данные о результатах исследования по данному вопросу приведены на рис. 3.
Рис. 3
методический служба квалификация образование
На вопрос анкеты «По каким вопросам Вы считаете необходимым углубить свои профессиональные знания?» были получены в основном 5 вариантов ответов (рис. 4).
Рис. 4 - Анализ ответов учителей о предпочитаемых направлениях углубления профессиональных знаний
Примечание:
Изучение личности учащихся и коллектива.
Анализ и оценка результатов своей деятельности.
Планирование педагогической деятельности.
Организация учебно-познавательной деятельности учащихся.
Контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся.
С целью определения эффективности деятельности методической службы города нами в конце 2004-2005 уч. года были проведены исследования, в которых приняли участие 214 педагогических работников: 76 руководителей образовательных учреждений, заместителей директоров школ по учебно-методической и учебно-воспитательной работе, 26 руководителей городских методических объединений, 112 педагогов образовательных учреждений.
Учитывая градацию, предложенную Н.В. Немовой [107], нами для исследования были выбраны две группы педагогов: со стажем работы в должности от 5 до 8 лет и свыше 8 лет. Из числа всех респондентов 13 (17%) руководителей и их заместителей имеют стаж работы в качестве руководителей от 5 до 8 лет, 63 (83%) - свыше 8 лет; 7 (27%) руководителей городских методических объединений имеют стаж работы в качестве руководителей от 5 до 8 лет и 19 (73%) - свыше 8 лет. Респонденты - педагоги со стажем от 5 до 8 лет - 18 (16%) и свыше 8 лет - 94 (84%).
Такой параллельный опрос позволил оценить деятельность ИМДК с разных точек зрения. Сводные данные опроса представлены нами в табл. 4.
Таблица 4
3. Удовлетворенность научно-методической деятельностью ИМДК |
32 |
35 |
33 |
37 |
17 |
46 |
23 |
33 |
44 |
38 |
21 |
41 |
37 |
32 |
31 |
20 |
42 | |
4. Удовлетворенность деятельностью ИМДК в вопросах диагностики |
23 |
31 |
46 |
24 |
29 |
47 |
34 |
24 |
42 |
38 |
21 |
41 |
47 |
21 |
32 |
34 |
36 |
Другие статьи:
Привлечение родителей к воспитательной работе
В воспитательном процессе школы, кроме педагогов, участвуют родители, работая в классных и общешкольных родительских комитетах, выполняя рекомендации, просьбы учителей. На современном этапе выделяют следующие виды привлечения родителей к воспитательной работе ...
Изменения в современной школе в связи с «информационным взрывом»
Все, сказанное в предыдущей главе приводит к мысли, что за период обучения в школе уже невозможно будет передать детям то количество знаний, которое понадобиться им в течение всей жизни. Конкретная информация, которую мы можем дать нашим детям, составляет тол ...