Несмотря на то, что методисты определили свои МК как информирующие о современных тенденциях в образовании и содействующие повышению педмастерства, учителя видят их иначе. Только 39% педагогов отметили, что их методический кабинет информирует о новых тенденциях в образовании (в отличие от 90% ответов методистов). Подтвердили содействие МК в повышении педмастерства 54% учителей, работники же методических кабинетов в 92% случаев считают, что выполняют эту функцию. По остальным пунктам результаты анкетирования учителей и методистов не имеют больших различий. Хотя по вариантам ответов «стремление создать доброжелательную атмосферу для учителей» и «предоставление учителям возможности обмена опытом» оценки методистов немного завышены по сравнению с оценками учителей. В то же время по пункту «инспектирование образовательных учреждений», наоборот, показатели ниже у методистов, чем у учителей.
В полтора раза больше городских учителей в отличие от сельских отметило что их МК наиболее присущи такие виды помощи, как информирование о современных тенденция в образовании и содействие повышению педмастерства. На треть больше горожан, считающих, что работники их МК стараются создать доброжелательную атмосферу. В то же время видящих в работе своих МК нацеленность на официальное взаимодействие на четверть меньше, чем их сельских коллег. Возможностей для обмена опытом предоставляется больше в торопких МК, чем « районных (72 % против 65%).
Изучение мнения методистов о личных и профессиональных качествах работников МК дало следующие результаты. Профессиональную компетентность методисты единодушно считают одним из самых главных качеств. На втором месте стоят организаторские способности (62%). Далее следуют увлеченность работой (46%) и опыт работы учителем (455). Затем в порядке убывания располагаются: коммуникабельность - 39%, умение заинтересовать - 35%, доброжелательность - 31 %. На последнее место был отнесен опыт работы методистом -18%.
Учителя видят методиста по-своему (табл. 2). На первое место они также ставят профессиональную компетентность (81%), зато не менее важное значение, по их мнению, имеет стаж работы учителем. Это отметили 69% респондентов. Далее идут: доброжелательность (48%), увлеченность работой (47%), умение заинтересовать других людей (38%). Организаторские способности и коммуникабельность (по 23%) разделили следующую позицию.
Меньше всего внимания было, уделено опыту работы методистов в этой должности (18%).
Таблица 2 - Ответы на вопрос: «Что является наиболее значимым для методиста?» (в % к общему числу)
Качества |
Методисты |
Учителя |
Профессиональная компетентность |
100 |
81 |
Практический опыт работы учителем |
45 |
69 |
Большой стаж работы методистом |
18 |
15 |
Увлеченность собственной работой |
46 |
47 |
Коммуникабельность |
.39 |
23 |
Доброжелательность |
31 |
48 |
Умение заинтересовать других людей |
35 |
39 |
Организаторские способности |
62 |
23 |
Как видно из таблицы, для методистов, в сравнении с учителями, выше значимость для их работы организаторских способностей и ниже - опыта работы учителем. Чуть меньше разница, но тем не менее ощутимая, по отношению к таким личным качествам, как коммуникабельность и доброжелательность. Первое из этих качеств оценивают выше методисты, второе - учителя. Таким образом, можно сделать вывод о разных приоритетах педагогов и работников МК.
Отношение к наличию определенных качеств методиста меняется у работников МК в зависимости от стажа работы в этой должности. Уменьшается на треть значение опыта работы учителем в школе, зато в 2 раза увеличивается важность опыта работы методистом.
Уменьшается также значимость организаторских способностей, в то же время возрастает внимание к таким качествам, как доброжелательность и умение заинтересовать других людей.
Другие статьи:
Опыт обучения
старших дошкольников спортивной игре
В спортивных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку. Движения детей с ...
Фольклорный праздник в системе средств народного воспитания
Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Воспитание учащихся на традициях русской культуры - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка учеб ...