Труд в системе профессионального воспитания старшеклассников

Педагогика » Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области » Труд в системе профессионального воспитания старшеклассников

Страница 1

На современном этапе трудовое воспитание молодого поколения связано с участием школьников в сфере материального производства, где имеется возможность накопления ими социального опыта, расширения кругозора, воспитания нравственной и гражданской зрелости.

Применительно к школе это положение реализуется в условиях труда производительного, основанного на прочном соединении с обучением учащихся, с использованием его как воспитательного средства.

Производительный труд это одно из важнейших средств вовлечения учащихся в сферу общественного производства, формирования у них качеств личности передового рабочего, новатора производства, самоутверждения и самореализации личности. Включаясь в производительный труд, школьник полнее осознает свою значимость, приобщенность к делам и заботам старших, получают представления о трудовых отношениях, планах, производственной дисциплине, системе оплаты труда в условиях промышленного предприятия.

Воспитание в труде начинается в раннем детстве. Ребенок познает окружающий мир в посильном труде со взрослыми, становятся вначале свидетелем, а затем участником трудовой деятельности. И в этом и другом случае процесс труда формирует в ребенка первые представления о реальном мире, о мире труда, о людях - участниках трудового процесса, о профессиях, рождает в нем чувство своей полезности, сопричасности с современным миром и необходимостью его постижения, изменения. «Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, - писал К. Маркс, - процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой . Воздействуя . на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в нем силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти.

Большими возможностями в трудовом воспитании детей располагает общеобразовательная школа. Школа должна подготовить молодежь к жизни, к труду, так, чтобы она могла активно участвовать в демократических преобразованиях общественной и производственной жизни, строить трудовые отношения в новых условиях хозяйствования. Гуманизация политики, на наш взгляд, актуализирует эти задачи.

В современных условиях такой труд может организован:

- в школьных мастерских по выполнению заказов базового предприятия;

- по благоустройству поселков и городов;

- на пришкольных участках по выращиванию фруктов и овощей, декоративных цветов и кустарников;

- в мастерских профессионально-технических училищ, которые могут предоставить свою современную материально-техническую базу для трудовой и профессиональной подготовки школьников;

- в лагерях труда и отдыха, где сочетается участие учащихся в производительном труде с оздоровительными мероприятиями.

Среди современных требований к трудовой подготовке школьников наиболее важным становится формирование труженика, которому присущи: чувство хозяина, долга, идейная убежденность, политическая зрелость, новое мышление, активная жизненная позиция, добросовестное отношение к труду. Сюда следует также отнести и требования, предъявляемые к подготовке рабочего нового типа: формирование потребности в труде, усиление социальной направленности трудовой деятельности, психологическая готовность к труду, более раннее приобщение к труду с использованием доступной техники, включение в техническое творчество, формирование современного экономического и экологического мышления, ознакомление с ЭВМ и микропроцессорной техникой, новой прогрессивной технологией.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Сущность дифференциации обучения
Развитие учеников должно происходить не за счет усиленной нагрузки тренировочными заданиями, а в результате предоставления им возможности принимать посильное участие в коллективном поиске нового на уроке, включаться в активную познавательную деятельность, сле ...

Диагностика уровней сформированности словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов
Для исследования особенностей словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов на базе ГОУ ВПО ИГПИ им. П.П. Ершова города Ишима был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие студенты 2 курса ИГПИ им. П.П. Ершова города Ишима в ...

Разделы