Труд в системе профессионального воспитания старшеклассников

Педагогика » Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области » Труд в системе профессионального воспитания старшеклассников

Страница 1

На современном этапе трудовое воспитание молодого поколения связано с участием школьников в сфере материального производства, где имеется возможность накопления ими социального опыта, расширения кругозора, воспитания нравственной и гражданской зрелости.

Применительно к школе это положение реализуется в условиях труда производительного, основанного на прочном соединении с обучением учащихся, с использованием его как воспитательного средства.

Производительный труд это одно из важнейших средств вовлечения учащихся в сферу общественного производства, формирования у них качеств личности передового рабочего, новатора производства, самоутверждения и самореализации личности. Включаясь в производительный труд, школьник полнее осознает свою значимость, приобщенность к делам и заботам старших, получают представления о трудовых отношениях, планах, производственной дисциплине, системе оплаты труда в условиях промышленного предприятия.

Воспитание в труде начинается в раннем детстве. Ребенок познает окружающий мир в посильном труде со взрослыми, становятся вначале свидетелем, а затем участником трудовой деятельности. И в этом и другом случае процесс труда формирует в ребенка первые представления о реальном мире, о мире труда, о людях - участниках трудового процесса, о профессиях, рождает в нем чувство своей полезности, сопричасности с современным миром и необходимостью его постижения, изменения. «Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, - писал К. Маркс, - процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой . Воздействуя . на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в нем силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти.

Большими возможностями в трудовом воспитании детей располагает общеобразовательная школа. Школа должна подготовить молодежь к жизни, к труду, так, чтобы она могла активно участвовать в демократических преобразованиях общественной и производственной жизни, строить трудовые отношения в новых условиях хозяйствования. Гуманизация политики, на наш взгляд, актуализирует эти задачи.

В современных условиях такой труд может организован:

- в школьных мастерских по выполнению заказов базового предприятия;

- по благоустройству поселков и городов;

- на пришкольных участках по выращиванию фруктов и овощей, декоративных цветов и кустарников;

- в мастерских профессионально-технических училищ, которые могут предоставить свою современную материально-техническую базу для трудовой и профессиональной подготовки школьников;

- в лагерях труда и отдыха, где сочетается участие учащихся в производительном труде с оздоровительными мероприятиями.

Среди современных требований к трудовой подготовке школьников наиболее важным становится формирование труженика, которому присущи: чувство хозяина, долга, идейная убежденность, политическая зрелость, новое мышление, активная жизненная позиция, добросовестное отношение к труду. Сюда следует также отнести и требования, предъявляемые к подготовке рабочего нового типа: формирование потребности в труде, усиление социальной направленности трудовой деятельности, психологическая готовность к труду, более раннее приобщение к труду с использованием доступной техники, включение в техническое творчество, формирование современного экономического и экологического мышления, ознакомление с ЭВМ и микропроцессорной техникой, новой прогрессивной технологией.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Взаимосвязь политехнического образования и профессиональной ориентации школьников
Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду в народном хозяйстве страны - задача первостепенной важности. В этой связи проблема выбора профессии молодежью занимается значительное место во всей работе средней общеобразовательной школы. Вопрос «Кем быть ...

Тренинг «Развитие сплоченности школьного коллектива»
Программа тренинга была разработана специально для учащихся 4-х классов. Так как именно в этих классах педагоги отмечают наиболее конфликтные отношения между детьми, и намечается определенный «кризис сплоченности». Это соответствует возрастным особенностям кл ...

Разделы