В любых сведениях учитесь видеть положительные и отрицательные стороны, учитывайте все «плюсы» и «минусы», все «за» и «против».
Нет ничего плохого, если вы сомневаетесь в том, что не представляется вам вполне убедительным.
Учитесь замечать несоответствия в том, что видите и слышите.
Повремените с выводами и решениями. Если у вас нет достаточной информации.
Алгоритм решения «задач-ошибок» :
Определить раздел школьного курса физика, к которому относится данная задача;
Определить основные формулы, законы, процессы данного раздела;
Выделить физические объекты задачи и заменить их идеальными физическими моделями;
Определить несоответствие модели задачи и физической модели;
Определить несоответствие между процессами и явлениями, описанными в условии задачи и реальными физическими процессами и явлениями.
Дать верный ответ (решение) на вопрос задачи.
Форма представления данной задачи заключается в следующем: учитель читает условие задачи, ребята обдумывают возможные варианты ответов, затем учащиеся дают ответ. Учитель, выслушав ответ, в случае правильного ответа соглашается с учащимися и показывает демонстрацию явления невесомости тела при свободном падении (опыт с динамометром и грузом), в случае неправильного ответа учитель даёт учащимся верный ответ и также демонстрирует опыт.
Подведение итогов (5-7 мин): учащимся предлагается провести обсуждение по следующим вопросам:
Что нового вы узнали на уроке?
Какие задачи вам кажутся более интересными?
Показались ли вам трудными «задачи-ошибки»? В чём была трудность?
Урок 2. Решение задач.
Цель урока: совершенствование знаний, умений и навыков в решении физических «задач-ошибок».
Задачи:
Рассмотреть физические «задачи-ошибки»;
Организовать процесс решения «задач-ошибок»
План урока:
Оргмомент;
Решение физических «задач-ошибок»;
Закрепление полученных знаний;
Подведение итогов.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Оргмомент (1-2 мин).
Фронтальный опрос по пройденному материалу (алгоритм решения физических «задач-ошибок»). Решение физических задач №2, 3, 4 (см. приложение 1) будет проходить по алгоритму, рассмотренному на первом уроке (15-20 мин). Все объяснение и решение проводит учитель самостоятельно (или с помощью школьников) у доски. Ученики записывают решение в тетрадь.
Закрепление полученных знаний будет проводиться следующим образом (10-15 мин): учитель читает для всего класса условие задачи №5 (см. приложение 1), учащиеся решают задачу на отдельном листе и сдают учителю в конце урока.
Подведение итогов (5-7 мин): учащимся предполагается провести обсуждение по следующим вопросам:
Какой момент на этом занятии был наиболее легким (трудным)?
Что при объяснении решения задач было не понятно?
Какие бы вы хотели внести корректировки в решении той или иной задачи?
Имеется ли у вас желание продолжить решение «задач-ошибок»?
Урок 3. Решение практических задач-ошибок.
Цель урока: совершенствование знаний, умений и навыков в решении физических «задач-ошибок».
Задачи:
Рассмотреть практические физические «задачи-ошибки»;
Организовать процесс решения практических «задач-ошибок»;
План урока:
Оргмомент;
Решение практических физических «задач-ошибок»;
Закрепление полученных знаний;
Подведение итогов.
Тип урока: урок решения экспериментальных задач.
Ход урока:
Оргмомент (1-2 мин).
Демонстрация опыта Эрстеда, затем учитель читает условие задачи №6 (см. приложение 1). Учащиеся разбиваются в группы по рядам и обсуждают решение задачи, затем каждая группа представляет свой вариант ответа. Учитель демонстрирует опыт Эрстеда с проводником согнутым вдвое. Ответ задачи очевиден. Аналогично решается задача №7 (Джерри и бочка «заменяются» на камень и сосуд, соответственно).
Другие статьи:
Контроль состояния здоровья
ученика тренером при индивидуальной тренировке
При проведении индивидуальных (персональных) занятий тренеру по бодибилдингу на дополнительных занятиях по физической культуре у старшеклассников рекомендуется проводить следующие мероприятия для контроля состояния здоровья занимающегося и мониторинга эффекти ...
Методики диагностики индивидуальных особенностей мышления
При исследовании особенностей мышления необходимо учитывать, что в основном тестовые методики изучения мышления чётко разграничивают два вида мышления: вербально-логическое и наглядно-образное. Для изучения мышления младшего школьника целесообразно отбирать д ...