Краткое обобщение по процессу решения физических «задач-ошибок» (3-4 мин).
Контрольная работа проводится следующим образом: задачи составленные учащимися на предыдущем уроке (предварительно отобранные учителем) раздаются в качестве заданий на контрольную работу. Учащиеся решают задачу строго по алгоритму решения задач-ошибок, поясняя каждое своё действие. (25-30 мин).
Подведение итогов происходит в виде выборов. Учащиеся пишут на листах, хотят ли они в дальнейшем решать задачи-ошибки, если хотят то задачи-ошибки каких видов (теоретические, практические, с неправильными чертежами и проч.) им хотелось бы решать более часто. Затем учитель оглашает результаты голосования. (10-15 мин).
Подводя итог моей работы, хочется отметить, что процесс приобретения знаний превращается в стартовую, но не в конечную точку мыслительного процесса. Используя разнообразие стратегий критического мышления при изучении физики, класс превращается в лабораторию демократического диалога и демократического общества, что важно для каждого человека, живущего в нем. Важно отметить, что стратегии и приемы критического мышления предлагают эффективный способ интеграции знаний и методов различных предметных областей. Их ценность состоит в том, что они систематизированы и проверены.
Критическое мышление не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени школы, средних и высших учебных заведений. Примеры, приведенные в работе (пример школы г. Харькова) показывают успешность применения различных методик по развитию критического мышления применительно к учебному процессу. Повышается успеваемость, уровень усвоения знаний, качество обучения, а самое главное – повышается мотивация ребят к учению! На мой взгляд, это наибольшая проблема современной школы, которая с успехом может быть разрешена. Также, то, что проблема развития критического мышления является чрезвычайно важной, свидетельствует огромное количество различного материала, тезисов, тренингов, семинаров, методик, а также многочисленных апробаций этих методик в реальной жизни, примеры которых можно найти в глобальной сети Интернет. Приведенный пример спецкурса по физике является лишь примерной канвой для широкого поля деятельности школьного учителя. «Задачи-ошибки» могут быть на только тех видов, что указаны выше, на самом деле их можно развить гораздо шире. Для этого имеется огромный плацдарм из повседневной жизни. На всё воля учителя, и ему выбирать, какой дорогой пойдет он сам и его ученики.
Другие статьи:
Функциональный подход к изучению синтаксиса и пунктуации
В V, VI, VII, VIII, и IX классах задача обучения выразительному чтению в связи с изучением синтаксиса и пунктуации значительно расширяется. При усвоении всего программного курса синтаксиса учащиеся обязаны приобрести навык выразительного чтения каждой изучаем ...
Влияние семейных взаимоотношений на воспитание детей
На характер семейного воспитания важное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры. "Семейные взаимоотношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в харак ...