Методы исследования
В работе мы использовали
следующие методы:
1. изучение и анализ литературных источников, изучение документальных материалов,
2. интервьюирование,
3. методы математической статистики,
4. педагогическое наблюдение,
5. педагогический эксперимент.
В ходе исследования нами было изучено 30 литературных источников, проанализировано около 20-ти книг, посвященных вопросам методики начального обучения плаванию. Кроме этого, были изучены учебные планы ДЮСШ по плаванию бассейнов «Энергия», «Спартак», Дворца водного спорта СибГАУ.
Метод интервьюявляется разновидностью метода опроса. Беседа – это принципиальная основа интервью.
Специфика интервью как исследовательского метода состоит во взаимодействии индивидов в процессе их общения. Интервью – это целенаправленное общение, цель которого – получение необходимой исследовательской информации в виде мнений и ответов опрашиваемых. Направленность и содержание общения в интервью задаются целью и задачами исследования. Поэтому исследовательское общение – это общение, мотивированное исследовательской программой.
Кроме этого, метод интервью требует больших материальных и временных затрат по сравнению с анкетированием.
Достоинства метода интервью обеспечивают следующие факторы.
1. Возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, представлениях респондентов.
2. Ситуация интервьюирования, по форме близкая к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов.
3. Есть возможность вести наблюдение за психологическими реакциями респондента, ситуацией интервью и в случае необходимости проводить корректировку соответственно возникающим переменам.
4. Личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту реализации познавательных задач вопросника.
5. Общение интервьюера с респондентом, обладающее подчеркнуто личностным характером взаимодействия, обеспечивает более серьезное отношение респондентов к опросу.
6. Вербальный характер общения устраняет проблему непоследовательного незапланированного восприятия вопросов (что возможно в анкете).
Таким образом, метод интервью является, на наш взгляд, наиболее подходящим для получения необходимой нам информации.
Метод математической статистики
в сфере физической культуры и спорта служит для оценки результатов педагогического воздействия на занимающихся. С помощью этого метода мы определяли эффективность разработанной методики. В работе мы использовали формулу для вычисления средней арифметической величины:
Формулу для вычисления стандартного отклонения:
Формулу для определения достоверности различий с использованием t-критерия Стьюдента:
Метод педагогического наблюдения
представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом.
Был составлен план наблюдения, в который были внесены задачи, определен объект и содержание наблюдения, методика анализа собранного материала, продолжительность и время проведения наблюдения. Целью педагогического наблюдения в нашем исследовании было изучение работы тренеров по плаванию с группами начального обучения. В частности, необходимо было выяснить, насколько часто в своей работе тренеры используют игровой метод.
Объектом наблюдения выступили тренеры по плаванию. Содержание наблюдения – построение отдельного учебного занятия в группах начального обучения плаванию.
Применение метода педагогического тестирования
позволяет определить состояние тренированности у занимающихся, уровень развития физических качеств, позволяет, в конечном итоге, судить об эффективности учебно-тренировочного процесса. Мы использовали этот метод для определения динамики развития результатов у занимающихся контрольной и экспериментальной групп в процессе начального обучения плаванию. Применялись следующие тесты: «торпеда», задержка дыхания, кроль на задержке дыхания.
Тест «торпеда» – преодолевание как можно большего расстояния после отталкивания от бортика с помощью работы ног кролем. Руки вытянуты вперед и соединены, лицо опущено в воду и не поднимается. Второй тест – задержка дыхания на вдохе. Выполнение теста производится с опусканием лица в воду. Третий тест – плавание способом кроль на задержке дыхания на максимально возможное расстояние.
Педагогический эксперимент
– это специально организуемое исследование, проводимое с целью определения эффективности применения методов, средств, форм, приемов и нового содержания обучения и тренировки.
Эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, активную роль в котором должно играть проверяемое нововведение. Основным мотивом педагогического эксперимента является введение усовершенствований, повышающих качество учебно-тренировочного процесса.
Другие статьи:
Практическое применение методов активного обучения в процессе преподавания
иностранного языка
В ходе изучения вопроса о практическом использовании различных методов с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка в качестве основного метода исследования использовался метод анкетирования среди учащихся и учителей, ...
Суть теории и практики контекстного подхода в профессиональном обучении
Образование представляет собой искусственную модель реальной жизни и профессиональной деятельности – по содержанию и формам обучения, по той деятельности, которую студент выполняет для усвоения этого содержания, по укладу жизни образовательного учреждения, от ...