По мнению А.А. Залевской, слово является особым ключом, который позволяет осуществить «вход» в систему знаний и активировать те структуры, которые необходимы для декодирования соответствующего фрагмента текста, поэтому качество распознавания слов будет зависеть от успешности активирования знаний.
Говоря о «термине», следует исходить из того, что это «слово или словосочетание, призванное точно обозначать понятие и его отношение с другими понятиями в пределах специальной сферы». Следовательно, особенностью термина, отличающего его от слова, является неразрывная связь с конкретным понятием.
Термин обладает двумя функциями – он называет предмет и одновременно отражает существенные признаки содержания понятия. В основе каждого термина обязательно лежит определение обозначаемой им реалии, благодаря чему термины представляют собой точную и в то же время сжатую характеристику предмета или явления. Термин позволяет определить некоторые признаки понятия, поясняя его этимологию и семантику.
В составе терминологической лексики выделяют общенаучные термины, которые используются в различных областях знаний и принадлежат научному стилю речи в целом, и специальные термины, которые закреплены за определёнными дисциплинами, отраслями производства и техники. Слово, становясь термином, обычно теряет свои прежние смысловые связи и ассоциации.
Процесс овладения школьниками терминами имеет свои особенности и трудности. На первых этапах обучения в школе дети накапливают термины, иногда точно не зная, что они обозначают. Многие термины включают в себя сразу несколько понятий. Чем больше учащийся познаёт тот или иной предмет, тем каждый термин приобретает более конкретное содержание.
Основной методический приём, способствующий усвоению знаний, заключается в образовании и развитии научных понятий у школьников в процессе обучения. Процесс формирования понятий требует выполнения таких педагогических условий, как: организация проблемного подхода в обучении, логическая последовательность в изложении нового материала, проведение систематического повторения и терминологической работы, реализация межпредметных связей, формирование определённых учебных умений и навыков. Основная суть этого процесса состоит в том, чтобы из множества представлений, полученных школьниками путём концентрации главного и отвлечения второстепенного, сформировать единое понятие, включающее суть предмета или явления. Н.А. Менчинская отмечает, что если процесс формирования научных понятий не будет построен учителем на основе априорного опыта учащихся, такие понятия будут только заучены, но не усвоены школьниками, а с течением времени окажутся вытесненными из объёма знаний житейскими представлениями.
Следует помнить, что слово является важнейшей единицей языка, носителем значений, им обозначаются не только конкретные предметы, но и отвлечённые понятия. Достаточный объём словарного запаса обеспечивает ребёнку возможность выбора более точного слова для выражения своих мыслей.
Масштабность и многообразие социальных изменений, которые переживает российское общество на современном этапе, активизировали процессы обогащения словарного состава языка. Это связано с необходимостью обозначить много новых понятий в разных сферах жизнедеятельности общества: политике, экономике, социальной сфере. Обогащение словаря, его развитие и расширение - это обязательное условие социальной адаптации человека. Обозначенная проблема становится ещё более актуальной, когда речь идет о детях.
Среди авторов, исследовавших данную проблему, можно выделить Г.М. Дульнева, Г.Л. Выгодскую, В.Г. Петрову, Г.И. Данилкина, Н.В. Тарасенко, которые отмечали значительные своеобразия словарного запаса детей. Исследования данных авторов показали, что активный словарный запас у большинства детей младшего школьного возраста характеризуется рядом особенностей: бедностью и неполноценностью, неточностью в понимании лексического значения слова и его употреблении, отсутствием слов обобщающего характера и наличием значительных трудностей в актуализации активного словарного запаса. Г.И. Данилкина уделяет особое внимание своеобразию категориального словаря. Автор отмечает преимущественное его наполнение существительными и глаголами и, практически, полное отсутствие в активном обращении прилагательных и наречий.
Другие статьи:
В чем заключается соотношение обучения и развития
Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. Процесс воспитывающего ...
Понятие «контекст» и «контекстное обучение» как смыслообразующие категории
Для определения понятия «контекстное обучение» рассмотрим вначале значения термина «контекст». Согласно «Новейшему философскому словарю», контекст (лат. contextus - соединение, тесная связь) представляет собой квазитекстовый феномен, порождаемый эффектом сист ...