Психологические основы процесса формирования понятий

Педагогика » Формирование понятий у младших школьников » Психологические основы процесса формирования понятий

Страница 3

Отдельным и в то же время связующим звеном процесса формирования специальной лексики у младших школьников является работа по развитию способности к пониманию речевой информации. В современной психологии понимание рассматривается как «мысленное воспроизведение объективного процесса возникновения и формирования целенаправленной деятельности и мышления». А.Р. Лурия определил понимание как декодирование речевого сообщения и выделил три звена в структуре понимания речи, а именно: восприятие и понимание отдельных слов, понимание синтаксических связей между словами, понимание целого сообщения. Первые два звена в структуре понимания речи протекают в рамках языковых правил, а при анализе понимания целого высказывания мы выходим за пределы лингвистических проблем и переходим к анализу проблем речевого мышления или познавательной деятельности в целом. Именно психологическую концепцию понимания А.Р. Лурия считал наиболее продуктивной, т.к. процесс понимания в ней рассматривается как поисковая деятельность.

Содержательную для практического обучения формулировку процесса понимания дал В.Ф. Шаталов. Он предположил, что понимание – это система установления смысловых связей между новыми и хорошо усвоенными ранее знаниями, имеющимися у школьников представлениями и конкретной действительностью, а также формирование логических, причинно-следственных, функциональных и других связей между отдельными компонентами знаний.

Результативность формирования понятий у младших школьников, по мнению Т.Г. Рамзаевой, находится в прямой зависимости от степени развития абстрагирующей деятельности их мышления, поэтому для формирования понятий требуется умение отвлекаться от конкретного лексического значения слова и объединять слова в одну группу по общности признаков.

Однако раскрытие признаков и введение термина совсем не означает, что учащиеся осознали сущность понятия, т.к. необходимым условием обучения является умение школьников точно формулировать определённые понятия и переносить их признаки на новый языковой материал, т.е. адекватно применять знания в речевой практике.

В школьном курсе начального обучения формируются в основном первоначальные понятия, которые впервые вводят детей в понимание закономерностей окружающего мира, опираются на чувственный опыт младшего школьника и обеспечивают переход от понятия явления к его сущности. Школьники не могут объяснить характерных признаков или явлений, т.к. у них сформированы только обобщённые представления. В ходе дальнейшего обучения формируются первоначальные научные понятия.

Главная особенность этого процесса состоит в том, что независимо от возраста учащихся осуществляется первоначальное усвоение закономерностей, сущности объекта или явления окружающей действительности на имеющейся у школьников чувственной основе.

Понятия в зависимости от различного количества предметов и явлений, отражённых в них, имеют свою характеристику – для них характерно содержание, объём, связи и отношения с другими понятиями.

Под содержанием понятия подразумевается совокупность существенных свойств класса предметов и явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия. По содержанию понятия в науке делятся на простые и сложные.

Существенную роль в формировании понятий играет терминологическая работа, т.е. процесс усвоения языка науки. Говоря о науке и её языке, следует понимать не простое сочетание слов, а систему взаимосвязанных между собой терминов, поэтому важно чётко определить, что такое «слово» и «термин» и в каких отношениях они находятся.

Выше мы постарались определить трактовку такого понятия как «слово», что в обобщённом варианте определяется сложным единством звуковых знаков и значения, «слово» – это наименование предмета.

Слово как единица лексической системы может быть охарактеризовано, во-первых, с точки зрения его собственных, только ему присущих функций, во-вторых, с точки зрения тех особенностей, которые обусловлены его взаимоотношениями с единицами других уровней. Э.В. Кузнецова выделяет следующие основные признаки слова как единицы лексической системы: функциональный признак (слово служит для наименования отдельных предметов и явлений как само по себе, так и в составе предложения); формальный признак (с внешней стороны слово представляет собой комплекс морфем, фонетически связанных единым ударением); семантический признак (значение слова целостно и уникально, оно существует только в единстве с определённым внешним оформлением).

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Социально-культурная сфера как область проектирования детских массовых мероприятий
Отраслевой и территориальный срезы культурного бытия составляют социально-культурную сферу, которая выступает важнейшей и непосредственной областью проектной деятельности. Инфраструктурный уровень понимания культуры предполагает ее видение с точки зрения комп ...

Средства и методы развития физических качеств на уроках физической культуры
Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена существующим противоречием между наличием единой программы физического воспитания учащихся, основанной на средневозрастных особенностях и нормативах, и индивидуальными особенностями каждого конкретного уче ...

Разделы