Занятие начинается с общей разминки. Ее задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняются несколько упражнений-игр на внимание и подвижная игра.
Упражнения-игры на внимание должны быть разнообразны по форме и характеру. Объекты внимания также самые разные: звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты.
Например: «Что изменилось в этой комнате?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый теплый, шершавый?»
Подвижные игры могут быть любыми. Единственное требование - они всегда должны быть интересны детям и направлены на общую деятельность, совместные движения, контакт.
Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Например, ребенок не просто выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемом барабане в цирке. Это игровое упражнение доставляет ребенку массу удовольствия, включает в работу его фантазию, улучшает ритмичность движения. В это же время ведущий комментариями описывает характер физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.
Игровое (психогимнастическое) содержание упражнений не случайно. Оно должно способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами.
Несколько примеров игр на развитие восприятия.
«Выложи сам»
Ребенку дается контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Необходимо выложить изображение из этих фигур. Сложность работы зависит от того, какое количество фигур дают ребенку. Варианты игр: головоломки, разрезные картинки.
«Магазин ковров»
Ребенку предлагается сделать для куклы коврик: в середине должен быть большой круг, сверху 4 квадрата, снизу 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника. Коврик делается из обычного листа бумаги. Дети либо сами рисуют, либо чертят фигуры по лекалу на цветной бумаге. Когда сделано несколько ковриков, они играют в магазин по продаже ковров.
Несколько примеров игр на развитие воображения.
«Бывает – не бывает»
Если это бывает – дети хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами. Волк бродит по лесу. Волк на дереве сидит. В кастрюле чашка варится. Кошка на крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка собачку ласкает. Домик девочку рисует.
«Сочиним (нарисуем)?»
Темы: «Самое веселое»,
«Приятное – неприятное»,
«Радость – печаль»,
«Чего на свете не бывает?»
Примеры игр, способствующих развитию основных умений общаться.
«Я и мое тело»
Эти игры направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, так как только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.
1.»Белые медведи»
Игра групповая. Условно обозначается берлога, В которой будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки – это медведи. Со словами «Медведи идут на охоту!» они бегут, стараясь окружить и поймать других участников игры. Потом медведи ложатся спать и снова идут на охоту. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один непойманный ребенок.
Эта игра способствует снятию мышечного напряжения, стимулированию активности и развитию навыков совместных действий.
Примеры игр, направленных на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.
«Нарисуй узор»
Для этой игры потребуется несколько пар вырезанных из бумаги варежек с различными узорами на них. Количество «половинок» должно быть равно количеству детей в группе.
Другие статьи:
Средства и методы развития физических качеств на уроках
физической культуры
Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена существующим противоречием между наличием единой программы физического воспитания учащихся, основанной на средневозрастных особенностях и нормативах, и индивидуальными особенностями каждого конкретного уче ...
Фольклорный праздник в системе средств народного воспитания
Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Воспитание учащихся на традициях русской культуры - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка учеб ...