Для возбуждения и поддержания внимания учащихся во время опроса учителю необходимо правильно сочетать работу с классом и с опрашиваемыми учащимися. Нужно организовать работу так, чтобы во время опроса все учащиеся были в поле зрения учителя, чтобы они тщательно следили за ответами своих товарищей и вовремя поправляли их.
Прежде чем начать опрос, можно задать вопрос всему классу и после небольшой паузы вызывать ученика для ответа. Это мобилизует внимание класса: ученики не знают, кого будут вызывать. Во время обдумывания учебники лежат закрытыми на партах.
Чтобы побудить учащихся внимательно слушать и исправлять ответы, учитель обращается к классу с вопросами: «кто заметил неточности ил оговорки в ответе?». « Кто сделает добавление?» Такие вопросы задают после каждого ответа учащегося, каким бы хорошим не был ответ.
Когда к исправлению ошибок и к дополнению ответа привлекается весь класс, этим проверяются знания многих учеников. Чтобы исправить или дополнить ответ, во-первых, ученик должен сам хорошо знать материал урока, во-вторых, внимательно слушать. Такой прием ведения опроса призывает внимательно слушать ответы своих одноклассников.
Но не всегда дополнения высказываются по желанию. Если ответ не полный, то учитель может вызвать другого ученика для дополнения. На мой взгляд, это еще более активизирует внимание потому что в отличие от первого варианта, где ты можешь выступить по желанию., в этом случае спросить могут любого.
Ответы с места оцениваются учителем, поэтому у учащихся воспитываются не только внимание к ответам товарищей, но и чувство ответственности за свое дополнение.
Если материал, по которому опрашивает учитель, достаточно известен учащимся (например, при повторении), то они слушают не так внимательно. Здесь возможны отвлечения. Хорошо сочетается с повторением прием сравнения. Например, в курсе изучения Древнего Мира на уроке повторения, можно предложить учащимся сравнить Грецию и Рим по определенному ряду критериев. Подобные вопросы на сравнение вызывают интерес и желание ответить. При ответах затрагиваются и другие вопросы, на которые отвечают другие учащиеся, и таким образом активность класса повышается.
Не следует долго держать учеников около доски, так как внимание остального класса в это время снижается.
3). Организация внимания учащихся при изучении нового материала.
Большое значение имеет разъяснение темы и цели урока.
Перед началом изложения целесообразно указывать на теоретическое и практическое значение данной темы. Это было бы лишь формальным выполнением данного требования. Психологический смысл указаний на жизненное значение данной темы урока заключается в том, чтобы возбудить у школьников живой интерес к вопросу уже в начале урока. Важно также уже в начале объяснения новой темы вызывать у учащихся правильные ассоциации, посредством которых тема данного урока включается в уже имеющиеся у них знания. При этом условии внимание школьников связывается с их жизненным опытом, интересами и ранее известными знаниями, что способствует усвоению знаний в определенной системе.
Существенное значение в организации внимания учеников имеет последовательность изложения темы урока, логическое развитие мысли учителя, продуманное выделение основных положений, усвоение которых наиболее важно, установление переходов между отдельными частями излагаемой темы. При этих условиях ученики легче усваивают материал. Последовательность изложения способствует развитию высших форм внимания ученика. Освещая каждый данный вопрос в его обоснованной последовательности, учитель непрерывно поддерживает и укрепляет внимание учащихся. Внимание и мысль школьника опираются на логическое развитие учителем темы урока. Следует подчеркнуть, что и в процессе изложения учебного материала необходима известная эмоциональная разрядка внимания учеников путем приведения оживляющих примеров и иллюстраций и постановка вопросов, обращенных ко всему классу. Таким образом, учитель может предупредить начинающееся снижение внимания учеников во время объяснения новой темы.
Логическая структура школьной лекции ни в коем случае не должна быть шаблонной. Ее построение видоизменяется в зависимости от содержания излагаемых вопросов. Логическая структура рассказа и объяснения на уроках у младших подростков будет простой и при большем удельном весе повторения и подчеркивания одних и тех же наиболее важных положений.
Существенное значение в воспитании внимания учеников во время объяснения новой темы имеет дидактически обоснованное раскрытие основных понятий, вводимых на данном уроке. При всем разнообразии способов образования понятий в процессе преподавания учебных предметов имеются общие черты:
Другие статьи:
Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической моделей
педагогического процесса
Анализ оценок рационалистической (технократической) и гуманистической моделей педагогического позволяют представить их сравнительную характеристику. Гуманизация педагогического процесса на основании сравнительного анализа существующих концепций представляется ...
Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте
Ведущая деятельность в этот период – игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью ...