Примеры заданий на развитие внимания младших подростков на уроках истории

Педагогика » Воспитание внимания учащихся на уроках истории » Примеры заданий на развитие внимания младших подростков на уроках истории

Страница 1

Успех учебной деятельности зависит от внимания, однако у учащихся среднего звена оно является произвольным, и поэтому даже интересный материал воспринимается не больше 7-8 минут. Чтобы поддержать и развить внимание, на уроках истории используются различные виды организации учебного процесса.

Одним из наиболее эффективных способов является игра. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.

В процессе игры ребенка осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком. Игра побуждает учащегося перевоплотиться в другого человека из прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя», ибо он изображает взрослого, «примеривая на себя» далекий от его повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху. Если игра интересна для детей, то все их внимание концентрируется на ней, а тем самым о и воспринимает материал и запоминает его лучше.

Кроме того, игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшняя школа перенасыщена так называемыми интерактивными методами и средствами обучения, которые не принимают во внимание природную эмоциональность детей. А игра, органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Изначально детям нравиться просматривать ролики и презентации, но после постоянного применения данных средств обучения они надоедают детям и их внимание постепенно отключается. А в игре им наоборот приходиться постоянно концентрировать внимание на происходящем, особенно если игра представляет собой соревнование.

Далее можно провести несколько вариантов игр на развитие внимание.

Игра "Исторический портрет".

В ней принимают участие команды. Первая - составляет портрет исторического лица, используя известные факты, но в то же время, стараясь запутать соперников. Другая команда должна узнать загаданное лицо. Дети должны обращать внимание на определенные детали, которые характерны для той или иной исторической личности. Если периодически проводить подобные игры, то дети постепенно будут приучать себя обращать внимание на детали тех или иных событий, личностей и т.д.

игра «Лови ошибку»

суть игры заключается в том, что учитель читает текст в котором заранее исправляет некоторые понятия, персоналии и даты на заведомо ложные. На уроке он читает данный текст, а дети должны найти ошибки, записать их, а затем их озвучить.

Такая игра позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию.

Игра «снежный ком»

Суть игры заключается в том, что учитель дает задание назвать как можно больше слов на заданную тему. Учащиеся должны внимательно следить, какие слова еще не назвали для того, чтобы не повторятся, потому что иначе ответ не будет засчитан как верный.

"Запомни текст".

Прослушав исторический текст, ученики должны как можно больше информации зафиксировать в тетради, затем они должны написать изложение по этому тексту. Дети должны внимательно слушать, для того чтобы у них было как можно больше записано информации для написания изложения.

Исследовательская работа.

В процессе обучения происходит стимуляция творческого мышления. На уроках истории учащиеся попадают в ситуацию, когда нужно самостоятельно сравнивать различные события, находить в них сходства и различия. Эти ситуации возможны в ходе исследовательской работы. На первоначальном этапе изучения (5-7 классы) исследовательскую работу на уроках истории можно проводить, изучая исторические документы. Например, в теме "Первые законы на Руси" ребятам было предложено проанализировать "Русскую правду" и сделать вывод - значении этого документа. В процессе исследования учащиеся должны пройти следующие мыслительные операции: внимательно прочитать текст для того выделить главные и существенные факты; применить их в новой ситуации. Чтобы применить на практике изученный текст, ребята должны внимательно слушать указания учителя.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Методика исследования состояния звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с дизартрией
Методика исследования включает комплексы заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности. При отборе вербального материала каждое слово рассмотрено с позиции его известности детям, частотности употребления и ...

Специфика группового способа обучения
Современная педагогическая наука отличает общие и конкретные формы организации процесса обучения. Общие формы, к которым принадлежат индивидуальная, парная, групповая, коллективная, не зависят от конкретных педагогических задач и определяются структурой общен ...

Разделы