В разделе «Природные комплексы России» в теме «Природное районирование» на уроке «Зоны степей, полупустынь и пустынь. Современные ландшафты. Высотная поясность» ученики показывали на картах природные зоны степей, полупустынь и пустынь России, называли их; объясняли причины зонального и азонального расположения ландшафтов; приводили примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе. Урок завершался практической работой по выявлению зависимости и степени влияния измененных деятельностью человека природных компонентов друг на друга на примере конкретных природных комплексов. выявление зависимости и степени влияния между природными компонентами на примере конкретных природных комплексов. Учащиеся с целью выяснения особенностей природы составляли схематическую модель природного комплекса на основе использования следующих источников: карта атласа 8 класса (физическая, почвенная, климатическая, растительности), текст учебника (общий и региональный обзоры).
Для построения схематической модели были отобраны следующие компоненты природного комплекса: климат (атмосферный компонент), рельеф и слагающие его горные породы (литосферный компонент), внутренние воды (гидросферный компонент), растительность (биосферный компонент). Ученикам было предложено также последовательно выявлять прямое и обратное влияние компонентов друг на друга.
Выявление данных заданий проводилось на уроках по плану, изложенному на специальных карточках. Пример такой карточки дан ниже.
Ход работы:
А) Установление зависимости климата от рельефа:
I) Выясните влияние рельефа на климат. Выберите из текста учебника необходимые данные и заполните соответствующую клетку таблицы (равнинность территории способствует глубокому проникновению арктических воздушных масс).
Б) Выявление особенности влияния климата на внутренние воды:
I) По картосхеме «Вскрытие и замерзание рек» определить очередность ледостава и вскрытие рек;
II) По тексту учебника установите, к чему приводит ранний ледостав на севере и раннее вскрытие рек (во время ледостава и весной на реках образуются нагромождения льда). Полученные данные занесите в соответствующие клетки таблицы.
Аналогичным путем ученики выявляют взаимовлияние остальных компонентов и заполняют таблицу. После записи она принимает тот вид, который показан в таблице 2.
Таблица 3. Модель природного комплекса Западно-Сибирской равнины сконструированная учащимися в ходе выполнения практической работы.
Компонент ПТК |
Климат |
Рельеф и слагающие его горные породы |
Внутренние воды |
Почвенно-растительный покров |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Климат |
|
Равнинность территории способствует глубокому проникновению воздушных масс вглубь |
Большая заболоченность вызывает повышение влажности воздуха |
Характер растительности обуславливает микроклимат каждого зонального природного комплекса |
Рельеф и слагающие его горные породы |
Континентальный климат способствует существованию многолетней мерзлоты |
|
Из-за боковой эрозии преобладают широкие долины с хорошо выраженными террасами |
Растительность препятствует развитию эрозии (водной и ветровой), противостоит таянию многолетней мерзлоты |
Внутренние воды |
Климат вызывает ранний ледостав в низовьях и ранней таяние в верховьях, что приводит к ледяным заторам |
Плоский рельеф способствует замедлению речного стока, заболачиванию и большим разливам рек |
|
Сфагновые мхи способствуют накоплению влаги и возникновению верховых болот |
Почвенно растительный покров |
Ослабление влияния Атлантики и близость Арктики обуславливают широтную зональность растительности, промерзание почв и короткий вегетационный период |
Мерзлый грунт обуславливает редкостойность и угнетенность древесной растительности |
Заболоченность замедляет почвообразование, прирост древесины и вызывает угнетение формы древостоя |
|
Другие статьи:
Развитие внимания на разных этапах урока истории
Воспитание внимания школьников не сводится к каким-либо отдельным приемам педагогического воздействия. Но представляет собой систему учебно-воспитательных влияний. Каждый из ее методических элементов может иметь положительное значение. Однако эффективность пр ...
Взаимосвязь неурочной деятельности с другими формами организации обучения
В настоящее время многие педагоги знают и широко применяют такие понятия как внеклассная, внеурочная и неучебная деятельность школьников. При этом мы часто заменяем одно понятие другим, не задумываясь о происхождении или значении этих понятий. Например, прове ...