Методика использования элементов географического прогнозирования школьников на уроках географии в условияхпедагогического эксперимента

Педагогика » Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России » Методика использования элементов географического прогнозирования школьников на уроках географии в условияхпедагогического эксперимента

Страница 6

При изучении зональных природных комплексов, например Восточно-Европейской равнины, учащимся может быть предложен следующий вариант.

А) Пользуясь различными источниками географической информации (учебник, атлас) составить схематическую модель природного комплекса лесостепей и степей, измененного деятельностью человека.

Б) Обосновать и определить меры, необходимые для оптимизации природопользования в данном природном комплексе.

Примечание для выполнения задания:

Загрязнение воздуха промышленными дымами и газами (воздействие на климат);

Рост оврагообразования в результате проведения сельскохозяйственных работ (воздействие на рельеф);

Зарегулирование стока, загрязнение подземных и поверхностных вод сточными водами, нарушение правил полива (воздействие на внутренние воды);

Сплошная распашка, уничтожение древесной растительности (воздействие на почвенно-растительный покров).

Ход работы:

Пользуясь источниками географической информации определите взаимовлияние компонентов друг на друга; примеры последствий этого взаимовлияния выпишите в соответствующие клетки таблицы.

А) Пользуясь текстом учебника выясните причины высокой степени распаханности степей и лесостепей (плодородие почвы);

Б) Выпишите в соответствующую клетку таблицы влияние распаханности на рельеф территории (усиление оврагообразования при распашке склона от вершины к подножью и уничтожение растительного покрова);

В) По карте атласа выявите примеры воздействия человека на речной сток (каналы, водохранилища); определите причины сооружения водохранилища и каналов в зоне лесостепей и степей (недостаточное увлажнение вызывает потребность в искусственном орошении);

Г) Выявите последствия неправильного полива (засоление почв).

После заполнения всех клеток таблицы учащиеся приступают к выполнению второй части задания.

Для этого, на основании анализа содержания каждой горизонтальной графы, ученики выписывают в столбец «меры по оптимизации природопользования» комплекс соответствующих мероприятий, необходимых для предупреждения или ликвидации вредных последствий изменения природы человеком.

Проанализируйте содержание клеток таблицы напротив почвенно-растительного покрова и выделите неблагоприятные последствия изменения природы человеком (водная и ветровая эрозия, гибель урожая от загрязнения воздуха и.др.).

Пользуясь атласом и учебником определите необходимые меры по ликвидации или предупреждению этих последствий и выпишите их в соответствующие клетки правой графы:

А) По тексту учебника выпишите меры, препятствующие водной и ветровой эрозии (посадка лесополос для ослабления силы ветра; распашка поперек склона для уменьшения смыва почвы; борьба с оврагами);

Б) Выпишите из учебника меры по предотвращению последствий неправильного полива и загрязнения поверхностных вод перед выбросом их в водоемы;

Выполнению этого задания предшествовал устный инструктаж. Учащимся был продиктован перечень видов воздействия человека на ПТК. В процессе работы по выявлению направлений оптимизации воздействия человека на данный природный комплекс ученики составили схематическую модель, образец которой приводится в таблице 4.

На уроке «Экологические проблемы» темы «География своей местности» ученики давали комплексную физико-географическую характеристику природных объектов и приводили примеры природоохранной деятельности. Завершался урок выполнением разработанной нами задачи экологического содержания направленной на обозначение одной из основных проблем загрязнения окружающей среды и воздушного пространства города выхлопами от стремительно увеличивающегося автопарка жителей города. В Санкт-Петербурге в 2007 году на 1000 жителей приходиться 240 автомобилей и проживает около 4.700.000 человек, что составляет около 1.128.000 автомобилей. В 1999 году этот показатель был равен 157 автомобилям на каждые 1000 жителей, что составляло 738.000 автомобилей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие статьи:

Место темы «Графические редакторы» в школьном курсе информатика
В начальной школе из рекомендуемых учебных программ только авторский коллектив А.Л. Семенов, Е.И. Булин-Соколова, А.А. Муранов в курсе «Информатика» рассматривают эллементы компьютерной графики в разделе «Информационные технологии» с 1 по 3 класс. При этом ра ...

Результаты исследования особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
Анализ достоверности различия средних значений в группе учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения (по Т-критерию Стьюдента) Результаты Т-критерия Стьюдента по тесту 16PF Р.Кэттелла Таблица №3 Определение достоверностей различий ...

Разделы