Понятие и сущность социального здоровья личности

Страница 5

Неоднократно в своей работе и педагогических сочинениях С.Т. Шацкий отмечал важность диагностики как основы работы с ребенком. Причем, он предлагал не ограничиваться изучением особенностей отдельных учащихся и даже их групп, а заниматься социально-педагогическими исследованиями микросредовых условий жизни детей.

Другим направлением работы школы была кооперация семей для совместных закупок ткани, обуви, продуктов, книг, учебных пособий для детей. Много внимания уделялось культурно-просветительной работе среди родителей. В результате работы значительно повысился уровень бытовой культуры населения. Особое внимание С.Т. Шацкий уделял личности и подготовке учителя. Он считал, что для учителя важно понимание значений и смыслов деятельности школьника, умение создавать в среде благоприятную обстановку для роста и развития ученика.

Таким образом, С.Т. Шацкий создал принципиально новую модель школы, выступающую центром воспитания в социальной микросреде, педагогизирующим эту среду, создающим условия для реализации прав учащихся, ощущения ими своей социальной защищенности. В ее основу была положена идея, которую ученый лаконично сформулировал в названии одной из своих статей: «Изучение жизни и участие в ней». Специально созданная группа исследователей тщательно изучала культурные особенности жизни ребенка, его социальные, экономические, хозяйственные характеристики, воспитательные средства, используемые в процессе социализации. Особое внимание уделялось изучению жизненного опыта ребенка. Полученные знания анализировались, систематизировались и служили основой для разработок стратегии и тактики образовательной работы школы.

Знакомившиеся с работой С.Т. Шацкого иностранные педагоги отмечали инновационность, принципиальную новизну целей и задач. Новой была направленность педагогической деятельности на перестройку микросоциального окружения силами детей. Обращалось внимание на глубокое знание учителями и научными сотрудниками экономических, социальных и культурных факторов социализации, использование их в процессе обучения и воспитания школьников. Поражал масштаб работы станции. Ничего подобного на Западе в те годы не было. Однако в середине тридцатых годов XX века наметилась тенденция отхода от тех позиций, которые уже были достигнуты.

Проблема формирования социального здоровья личности связана с кардинальными изменениями в общественно-политической и социально-экономической жизни страны. Так, в России, начиная с 1993 года, постепенно в сознании подрастающего поколения происходит поворот к «идеологии частной жизни» и «малых дел», обусловленный, главным образом, разочарованием в общественно значимых целях и сомнение в собственных возможностях достичь социального успеха. По данным социологов, 1998 г. многие выпускники школ и вузов стали отождествлять социальный успех с предпринимательством и свободой «жить, как хочу». Участие в общественной жизни и политике заняло в списке их ценностей последнее место. Наиболее четко в интервью с учащимися выпускных классов и первокурсников прослеживалось их желание «отгородиться» от российского общества, которое в силу своей непредсказуемости только мешает осуществлению личных планов. Если в конце 80-х гг. XX века представления подростков о своем будущем основывались преимущественно на образе жизни их родителей, то в 90-е г. XX в. начался процесс радикального и устойчивого повышения уровня притязаний выпускников школ, который затронул не только столицу, но и провинциальные города.

Резкое повышение ожиданий в отношении собственного будущего коснулось, прежде всего, стандартов уровня жизни. Возросшие притязания могут стимулировать конструктивную деятельность. Но в то же время возросшие ожидания повышают риск разочарования и фрустрации. У части студентов вузов, колледжей вырабатывается так называемая «яппи-модель»: они успешно преодолевают трудности, добиваясь высокой квалификации и осваивая престижную, в перспективе - хорошо оплачиваемую, специальность, но не готовы терпеть лишения, наносящие вред их здоровью и самоуважению. Однако, даже при всей их целеустремленности, у юных «яппи» нет никаких гарантий, что они смогут «вписаться» в поляризованное российское общество в соответствии со своими взглядами. Для амбициозного молодого человека сегодня преимущественно есть два пути: или дорога реализуемых (обычно с помощью родителей) высоких социальных ожиданий или «трона» криминального бизнеса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Что такого особенного может дать ребенку сверстник, чего никогда не даст взрослый
Общаясь со взрослым, ребенок просто воспринимает его точку зрения, но не переосмысливает ее, не перепроверяет. Взрослый для ребенка - образец, практически, трудно достигаемый. В общении со сверстником у ребенка совсем иная позиция. Точка зрения, особенно не с ...

Особенности педагогической деятельности в начальной школе в США
Американские педагоги и родители голосуют за альтернативное образование, в котором отсутствуют рутина и стандартизация, а на первое место выходит внедрение педагогических новаций, которые ориентированы на самореализацию активной, творческой личности и на сотр ...

Разделы