Практическое состояние процесса формирования социального здоровья учащихся зависит от множества факторов, и, прежде всего, от реального, состояния общества и его социальных институтов. Взаимодействие социальных институтов представляет собой организованную систему связей, социальных норм и ценностей, отражающих потребности общества и адаптированных к ним. Изменение государственно-общественных настроений неизменно сказывается на функционировании социальных институтов. В современных условиях реформирования всей системы отношений в стране и постепенного выхода социальных институтов из затяжного кризиса значительно возросла значимость всех видов и форм их взаимодействия с ориентацией на нужды конкретного ребенка, его социальной защиты.
В настоящее время можно констатировать тот факт, что в России создана разветвленная сеть государственных социальных служб, оказывающих разнообразную помощь и поддержку людям, находящимся в различных кризисных ситуациях, и, прежде всего, оказывающая комплекс психолого-медико-социальных услуг детям и семьям группы риска. Органы управления образованием участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости детей и подростков. Федеральное законодательство обязывает органы образования вести учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия. В их компетенции находится вопрос разработки и внедрения программ и методик, направленных на формирование основ гражданского становления и законопослушного поведения несовершеннолетних, что является составной частью процесса формирования социального здоровья подрастающего поколения. Органы управления образованием создают психолого-педагогические комиссии, функциями которых являются: выявление несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении; проведение комплексного обследования учащихся; подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи; определение форм дальнейшего обучения и воспитания.
Разветвленная и разнообразная сеть социально-педагогических служб для подростков и молодежи формируется под эгидой Комитетов по делам молодежи. Несмотря на разнообразие существующих в настоящее время молодежных социальных учреждений, их, прежде всего, объединяют задачи социализации и социальной адаптации молодежи и подростков, которые особенно обострены в это кризисное переломное для России время. Утвержденная номенклатура социальных учреждений органов по делам молодежи включает: комплексный центр социального обслуживания; центр социально-психологической помощи; центр экстренной психологической помощи по телефону; социальный приют детей и подростков; социально-реабилитационный центр для детей и молодежи; молодежный центр планирования семьи; центр правовой помощи молодежи; подростково-молодежный клуб; центр по профориентации и трудоустройству молодежи.
Важная роль в процессе формирования социального здоровья школьников принадлежит органам ученического самоуправления и детским объединениям, создаваемым в образовательных учреждениях. Благодаря самоуправлению, детские и молодежные общественные организации способствуют становлению норм демократической культуры, формированию навыков социально-позитивного общения и деятельности, способствуют развитию гражданских, патриотических чувств растущего гражданина России, чувства сопричастности ко всему происходящему в окружающем мире.
Отдельно необходимо сказать о уже имеющемся в российской системе образования опыте охраны и укреплении здоровья учащихся.
Таким образом, в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся в ближайшие годы представляется необходимым выполнить следующие организационно-педагогические условия: ликвидировать переуплотненность классов, перегруженность основными и дополнительными занятиями учащихся; обеспечить дальнейшее развитие психологической, социально-педагогической, валеологической служб школы; активизировать работу «Школ здоровья»; способствовать дальнейшему развитию сети образовательных оздоровительных учреждений для часто и длительно болеющих детей; создавать школьные реабилитационные центры и обеспечивать условия для реабилитации детей с хроническими заболеваниями без отрыва от учебного процесса, для организации системы профилактических мероприятий (лечебной физкультуры, физиотерапии, фитотерапии и др.); формировать систему воспитания, основанную на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих; использовать межведомственный подход для валеологизации образовательной среды с участием органов здравоохранения, комитетов по физической культуре и туризму, центров занятости населения, фондов социального страхования на краевом, городском и районном уровнях; более широко использовать специализированные оздоровительные группы на базах летнего отдыха школьников в целях повышения эффективности оздоровительного отдыха в каникулярное время; обеспечивать учреждения образования промышленными системами по очистке питьевой воды; обеспечивать сезонные дотации витаминов и микроэлементов детям дошкольного и школьного возраста; совершенствовать физическое воспитание.
Другие статьи:
Сущность и содержание двухуровневой системы высшего профессионального образования
Болонская система образования предполагает переход на двухуровневую (бакалавр, магистр) систему получения высшего образования. Эти уровни подразумевают отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию. Россия присоедин ...
Психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников
при переходе из начальной школы в основную
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах. Существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются ...