- когнитивный (интериоризация различных аспектов социального опыта: наличие знаний о тинах межличностных и социальных отношений; знание особенностей и специфики социального общения; осознание зависимости своего жизненного успеха от индивидуально-творческого и психофизического развития своей личности, а также от развития социально-общественных отношений и взаимоотношений);
- деятельностный (поиск путей и реализация своих возможностей в различных сферах жизнедеятельности: проявление инициативы и активности в деятельности; участие в социально-значимой деятельности; творческий подход к деятельности).
Рассматривая комплекс средств формирования социального здоровья ребенка, следует подчеркнуть, что в механизмах процесса воспитания социально здоровой личности не может быть единообразия. В каждом конкретном регионе, образовательном учреждении в зависимости от имеющихся в нем социально-экономических особенностей и обусловленных ими проблем, в зависимости от сложившейся социально-педагогической инфраструктуры складывается своя система формирования социального здоровья учащихся в сфере образования. В такой стране, как Россия, необходимо тщательно учитывать общее и особенное в процессе формирования социального здоровья несовершеннолетних конкретного региона, компонент общечеловеческой культуры и регионально-этническую специфику, реализуя инвариантную задачу. Эта задача заключается в том, чтобы не просто оказать социально-педагогическую помощь и поддержку подрастающему поколению, а качественно осуществить личностно ориентированный процесс воспитания социально здоровой личности, основанный на формировании навыков самопомощи, субъективного включения ребенка в механизм социальной адаптации и самореализации.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что внесен вклад в разработку проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса школы; уточнено содержательное наполнение целей, задач, принципов функционирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении; определены пути совершенствования жизнедеятельности школы как открытой социально-педагогической структуры, ориентированной на формирование здорового образа жизни учащихся, укрепление здоровья всех субъектов педагогического процесса; выявлен комплекс нормативно-правовых, социально-экономических, психолого-этических, социально-педагогических и духовно-нравственных факторов функционирования педагогической системы формирования социального здоровья учащихся общеобразовательного учреждения; определены объективные и субъективные показатели, характеризующие эффективность процесса формирования социального здоровья учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы способствуют повышению эффективности процесса формирования социального здоровья современных школьников; теоретические положения, результаты исследования могут быть использованы студентами и преподавателями педагогических колледжей, вузов, как в учебной, так и практической деятельности, в процессе профессиональной подготовки и переподготовки специалистов различного профиля (учителей, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, практических психологов, воспитателей, учителей и др.); разработанные процессуальные и результативные критерии педагогической эффективности процесса формирования социального здоровья учащихся могут быть использованы при разработке и проведении мониторинга уровня здоровья школьников; разработанная примерная структура программы формирования социального здоровья учащихся общеобразовательной школы может быть использована для разработки программ различного уровня (регионального, муниципального, уровня образовательного учреждения).
Другие статьи:
Подготовка детского массового мероприятия
Подготовка массового мероприятия осуществляется его организатором (организаторами) и иными уполномоченными им (ими) гражданами. До получения разрешения на проведение массового мероприятия его организатор (организаторы), а также иные лица не вправе объявлять в ...
Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время
Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю. Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители уч ...