• принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, который предполагает: передачу и усвоение детьми социального опыта, которые должны осуществляться через совместную деятельность детей и взрослых, создание в коллективе обстановки, близкой к семейной; обеспечение опыта социального новаторства творческим характером деятельности, решением проблемных задач и ситуаций; создание условий для реализации существующих интересов детей, их обогащение и возвышение, пробуждение новых интересов.
Развитие разветвленной системы ученического самоуправления предполагает решение следующих задач:
1. Формирование социальных знаний и умений. Для того чтобы молодые люди лучше адаптировались к системе социальных отношений в современном обществе, были готовы к реализации социальных функций в целом, им необходим комплекс социально-психологических, правовых, морально-этических знаний и умений, сформировать которые должны у них педагоги.
2. Педагогическая коррекция социального поведения и социальных связей. Эта важная социально-педагогическая функция органов ученического самоуправления предполагает использование педагогических средств для подготовки детей к социальному общению, к разрешению конфликтных ситуаций, к участию в различных формах социальной деятельности, а также анализ деятельности с целью более эффективного включения в эту деятельность.
3. Создание условий для выбора сферы социальной деятельности выпускника школы и подготовки к этой деятельности. Каждому молодому человеку нужна помощь в выборе сферы своей будущей профессиональной и социальной деятельности, для чего необходима диагностика индивидуальных особенностей каждого и ознакомление детей с вариантами выбора будущей деятельности, соответствующими их возможностям.
4. Профилактика асоциального поведения. Эта функция долгое время реализовывалась педагогами, как правило, по отношению к детям, которые по их субъективному мнению склонны к асоциальным поступкам. Такой подход, как правило, давал незначительный результат. Взрослый должен работать с каждым ребенком, предупреждая возможные асоциальные действия, которые он может совершить в силу не только низкого уровня нравственности, но и в силу индивидуальных психологических качеств личности.
5. Организация взаимодействия социальных институтов в оказании адресной помощи объектам социальной защиты. Реализация этой функции предполагает целевое комплексное воздействие на систему социальных отношений с целью создания благоприятной для молодежи социальной среды.
Все перечисленные задачи могут быть разрешены в детских клубных объединениях и органах ученического самоуправления.
Как отмечалось в разделе 2.1. в проблемно-содержательном компоненте системы особое место отведено занятиям, в процессе которых учащиеся усваивают определенные гигиенические, медицинские знания и умения, соответствующие биоэнергетическим, физиологическим, нейропсихическим особенностям возраста; познают законы психического развития и взаимоотношений человека и мира. Благодаря этому у детей снижается чувство тревожности, предупреждаются фобии и неврозы, ученик развивается интеллектуально путем воспитания позитивного мышления, совершенствуются сенсорные системы. Большое внимание уделяется комплексу психогигиенических и психопрофилактических методов, в которых ведущими факторами выступает обучение мышечному расслаблению, аутогенной тренировке, психической саморегуляции, оптимальным соотношениям жизнедеятельности в периодах бодрствования и сна. Ведущие позиции при использовании психопрофилактических методов занимают технологии обучения отказа от вредных привычек, технологии противостояния негативным воздействиям окружающей среды (в частности, давление сверстников попробовать психоактивные вещества). Одним из направлений процесса формирования социального здоровья учащихся является антинаркотическое воспитание. Под антинаркотическим воспитанием подразумевается процесс формирования у детей и подростков особой личностной структуры - антинаркотической направленности, предотвращающей обращение к одурманиванию как способу достижения субъективно положительного внутреннего состояния и обеспечивающего индивиду возможность реализовать собственную потребность в получении удовольствия за счет социально ценных источников.
Другие статьи:
Неурочные формы в процессе обучения музыке
В качестве примеров неурочных форм обучения музыке рассмотрим хор, ансамбль и оркестр. Хор (др.-греч. χορός толпа) - хоровоой коллектив, пеевческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совмес ...
Методика использования
компьютерных технологий в процессе обучения ОБЖ
Как показывают многочисленные исследования, использование современных информационных технологий позволяет значительно увеличить внимание, запоминаемость в процессе усвоения нового знания при значительном сокращении длительности процесса передачи знания от учи ...